Ушаков, И. Ф. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 7-10-х классов средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1984. - 175, [1] с. : ил., карты, портр.
По переписи 1563 года, на Терском берегу насчитыва лось не менее 200 крестьянских дворов: 124 — в Варзуге, 42 — в Умбе, 22 — в Порьей Губе, около 20 — в Канда лакше. Укреплялись феодальные отношения. Феодалами на Севере были не бояре и помещики, а монастыри и го сударство. Севернорусские монастыри энергично осваивали сельскохозяйственные и промысловые угодья, добывали много рыбы, соли, пушнины и занимались торговлей. Правительство содействовало укреплению монастырей, так как они являлись опорой власти: помогали ей дер жать массы в повиновении, а в случае нападения ино земных захватчиков участвовали в отражении врага. В середине XVI века на Кольском полуострове воз никли два монастыря — Кандалакшский и Печенгский. Иван Грозный отдал в вотчинное владение Кирилло- Белозерскому и Соловецкому монастырям всю Умбскую волость. Позднее Московскому Новоспасскому монасты рю и патриарху были пожалованы земли и крестьяне Варзужской волости. Монахи настойчиво проповедовали среди саамов христианскую религию и добились их согласия на кре щение. Первыми православную веру приняли саамы, жившие возле Кандалакшского залива, затем — обитав шие по рекам Коле, Туломе и Печенге, а некоторое время спустя — и все остальные. В землях саамов строи лись храмы, чтобы «лопари крещеные от веры не отстали». С принятием христианства эксплуатация саамов уси лилась. Многие их угодья перешли во владение церкви. Саамов Мотовского и Печенгского погостов приписали как крепостных к Печенгскому монастырю. Однако принятие христианства имело и некоторое положитель ное значение. Оно способствовало приобщению саамов к русской культуре, содействовало дальнейшему сбли жению их с русским населением (роднились, вступая в брак, становились крестными). На большие праздники (например, рождество) многие саамы приезжали с по дарками в гости к русским. Дружеские отношения меж ду саамами и русскими тружениками-крестьянами ста новились более прочными. Саамы охотно усваивали русский язык, заимствовали русские обычаи, сказки, песни. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz