Ушаков, И. Ф. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 7-10-х классов средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1984. - 175, [1] с. : ил., карты, портр.

в Мурманском с января 1942 года Мурманск П°РТУ стал принимать союзные кара­ ваны. Из Соединенных Штатов Америки, Канады и Ве­ ликобритании под конвоем военных кораблей в незамер­ зающий Мурманск пошли десятки транспортных судов. Разгрузка боеприпасов, боевой техники и снаряжения шла круглосуточно, хотя противник совершал иногда до пятнадцати авиационных налетов в день. Немало портовиков погибло в ту зиму. В один из налетов прямым попаданием бомбы были разрушены причалы. Погибли два корабля, стоящие под разгруз­ кой, и все люди, находившиеся там. Взрывная волна опрокинула в залив железнодорожный кран. Не раз з а ­ сыпало входы в бомбоубежища. Американский журна­ лист, побывавший в Мурманске в войну, писал: «Нуж­ но быть русским, чтобы оставаться здесь... Если он ко­ гда-нибудь наступит — этот мир, пусть скорее придет он к людям Мурманска. Они заслужили его». Крановщики и грузчики зачастую не прекращали разгрузку транспортов даже во время воздушных тре­ вог. Спокойно работали на причалах комсомолки Мария Ваганова, Александра Некрасова, Мария Сидорова. Часто можно было видеть в те дни в порту представи­ теля Государственного Комитета Обороны И. Д. Папа- нина. Старый полярник, один из покорителей Северного полюса вместе с мурманчанами организовывал отправ­ ку грузов, поступавших в СССР из-за океана. За самоотверженную работу коллектив Мурманского торгового порта получил на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны. „ „ Одна из задач гитлеровского На железной дороге ^ г командования на Севере з а ­ ключалась в том, чтобы нарушить работу Кировской (ныне Октябрьской) железной дороги. Это привело бы к ухудшению снабжения области, прекратилось бы по­ ступление пополнений для 14-й армии и Северного фло­ та. Враг предпринимал несколько попыток перерезать железную дорогу в районе Лоухи — Кандалакша и, когда это не удалось, перешел к систематическим авиа­ налетам. Фашисты бомбили железнодорожные узлы, де­ по, пути, составы. Еще более осложнилась работа железнодорожников с появлением в Мурманском порту торговых кораблей. На путях Мурманска скапливалось иногда до полутора 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz