Ушаков, И. Ф. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 7-10-х классов средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1984. - 175, [1] с. : ил., карты, портр.

По-новому организуя свой труд, ликвидировали от­ ставание и стали перевыполнять планы горняки и обо­ гатители Кировска. На руднике им. С. М. Кирова и обо­ гатительной фабрике создавались стахановские смены и участки, проводились стахановские дни, пятидневки и декады. Опыт горняков Е. К. Шевелева и И. С. Ни­ китенко, обогатителей М. В. Люлько и Д. М. Ушакова, которые добились рекордных результатов, стал достоя­ нием рабочего класса Мурмана. Стахановское движение, широко развернувшееся в главных отраслях хозяйства округа — в рыбной и гор­ но-химической,— вскоре распространилось в лесной промышленности, на транспорте и строительстве. Вслед за основными производствами соревнование охватывало обслуживающие отрасли экономики. Если подъем ста­ хановского движения в траловом флоте, на горных предприятиях Кировска приходился на начало 1936 го­ да, то в строительстве, в лесообрабатывающей промыш­ ленности и на транспорте — на конец 1936-го — нача­ ло 1937 года. На всех предприятиях в стахановское движение первыми включились кадровые рабочие ве­ дущих профессий, а затем менее квалифицированные и подсобные рабочие. Роль Мурманска 17 ДѲК" бРЯ 1932 Г0£ 3 ПРИ С ° ' В освоении Арктики вете Народных Комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути. В постановлении СНК СССР говорилось о необходимости «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность пла­ вания по этому пути». В Мурманске организовалось отделение Главсевмор- пути, чтобы обеспечивать корабли, отправляющиеся в Арктику, всем необходимым. До этого снаряжение су­ дов заполярных экспедиций в Кольском заливе было явлением эпизодическим; отныне же Мурманск стано­ вился опорным пунктом арктического флота на запад­ ном участке Арктики. Через Мурманск шли суда в устья Оби, Енисея, Ле ­ ны и Колымы. В августе 1933 года из Мурманска ухо­ дил в свое последнее плавание «Челюскин». В навига­ цию 1934 года в Мурманске снаряжалась вторая Лен­ ская экспедиция, во главе которой шел ледокол «Ер- 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz