Ушаков, И. Ф. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 7-9-х классов средней школы. Ч. 1. С древнейших времен до 1917 года / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1975. - 127, [1] с. : ил.

Иногда, не найдя поддержки в суде, саамы отстаи­ вали свои угодья от монастырских приказчиков и их слуг силой. В 1667 году печенгские монахи жалова ­ лись: «Были у нас варницы в Кольской губе, на устье Сайды-реки, и из тех варниц они, лопари, нас изгнали». Известны случаи, когда саамы пытались ликвиди­ ровать феодальную зависимость от монастырей. В 1731 году понойские крестьяне, принадлежавшие Воскресенскому и Крестному монастырям, отправили своих уполномоченных Сидора Русинова (русского) и Василия Бородина (саама) «с челобитьем» сначала в Москву, а затем в Петербург, чтобы «от тех мона­ стырей отрешиться». Но, пробыв в столицах более года, они не добились никакого положительного ре­ зультата. Наиболее распространенной формой борьбы кресть­ ян являлось неповиновение распоряжениям началь­ ства. Кольские стрельцы в одной из челобитных в 1710 году жаловались на то, что их часто посылают в разные места «смирять ослушников». В Кольском крае не происходило таких огромных классовых битв, какими были крестьянские войны под предводительством Болотникова, Разина, Булави ­ на. Но и здесь трудящиеся не мирились с феодально- крепостническим гнетом и, как могли, боролись за улучшение своего положения. Культура населения В п ° м°Рье среди русского населе­ ния была довольно широко рас­ пространена грамотность. Занятие торговлей требовало умения вести записи, делать математические расчеты, составлять письменные договоры, прошения в госу­ дарственные учреждения и другие деловые бумаги. Грамота требовалась и при исполнении всяких служб — в должности старост, сборщиков податей, продавцов казенного вина. Поэтому поморы стреми­ лись стать грамотными. Поскольку правительство не заботилось об обра­ зовании простого народа, зажиточные поморы сами нанимали учителей (дьячков или грамотных крестьян) и устраивали школы на дому. Поморы часто совершали далекие плавания, быва­ ли в разных местах, общались с людьми, приезжав- 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz