Ушаков, И. Ф. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 7-9-х классов средней школы. Ч. 1. С древнейших времен до 1917 года / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1975. - 127, [1] с. : ил.

Встал вопрос: куда его доставлять? Доступ в Черное море закрыли турки, в Балтийское — немцы, Влади­ восток находился слишком далеко от фронта, а Ар­ хангельский порт надолго замерзал. Для сношений с союзниками удобнее всего оказал­ ся Мурманский берег, расположенный сравнительно близко к странам Запада и доступный (благодаря Гольфстриму) для судов круглый год. Царское правительство решило немедля строить на Мурмане торговый порт и провести к нему от Пет­ розаводска железную дорогу. Путь протяженностью в 1054 километра предстоя­ ло проложить в самые сжатые сроки и в невероятно трудных условиях — в почти безлюдной местности, за тысячи верст от баз снабжения, в обстановке воен­ ной разрухи, в крае с суровым климатом, тяжелым грунтом и сложным рельефом (скалистые горы, боло­ та, реки). Прежде чем приступить к прокладке ж елез­ нодорожного полотна, необходимо было нанять и до­ ставить к месту строительства тысячи рабочих, обес­ печить их жильем и продовольствием, подвезти десят­ ки тысяч тонн грузов. Сооружение железной дороги на Кольском полу­ острове началось в июне 1915 года. Первое время на прокладке полотна работало около 4 тысяч человек. Позднее число строителей достигло 10 тысяч. В зем­ лянках и бараках отсутствовали элементарные быто­ вые удобства. Не хватало продовольствия и теплой одежды. Власти установили на стройке режим жесточайше­ го принуждения. Ослабевшим и требовавшим улучше­ ния условий труда угрожали военным судом и отправ­ кой на фронт. Надзор за рабочими осуществляли спе­ циально завербованные для этой цели горцы Кавказа. З а непослушание наказывали плетьми и штрафами. Железная дорога строилась без соблюдения техни­ ческих норм. В среднем ежемесячно прокладывалось 26 километров пути. На участке Мурман—Кандалакша сквозное движение открылось 23 апреля 1916 года. Вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была при­ нята во временную эксплуатацию в ноябре 1916 года. Хотя дорога уже начала функционировать, но еще предстояло выполнить работы второй очереди: 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz