Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.
тическую рабочую партию. Она проведет такие законы, какие нужны рабочему классу. Товарищи, присоединяйтесь к этой партии. В чем видят авторы прокламации главный результат забастовки? Какие задачи они ставят на будущее? В чем, по их мнению, залог победы рабочего класса? 4. Молодежь в революции (Выдержки из писем П. Ф. Гусева, перехваченных полицией в апреле 1907 года) Я сделал попытку бежать, но меня схватили в Печенге. Не везет... Но я полон надежд на светлое будущее. И я ду маю, недалеко, не за горами это будущее. Конечно, еще много потребуется сил, энергии. Много жертв еще принесет ся, но за этим дело не станет... Рубикон перейден, и к старо му нет возврата. Нам нужна свобода, нужна, как воздух, и мы возьмем ее. Да здравствует свобода! Да здравствует социал-демо кратическая рабочая партия! Это я пишу вам, мои дорогие товарищи, может быть, последние слова... Хотя мы будем и на разных полюсах, но будем думать и чувствовать одно: да здравствует социал-демократия, да здравствует свобода! О чем свидетельствует этот документ? На чем зиждется уверенность в ’’светлом будущем” России? 5. Празднование 1 Мая в селе Кузомени в 1908— 1916 годах (Воспоминания крестьянки Елены Михайловны Ворониной) Жители нашего села, в большинстве молодежь, но соби ралось немало и пожилых людей, вместе с кружковцами- запевалами ежегодно I мая приходили к морю... Сообща пели революционные песни... А кружковцы... рассказывали об угнетении богатеями бедняков и всех тружеников, рыба ков и матросов, о незаконных поборах чиновников, о спра ведливом и несправедливом пользовании рыболовными и сенокосными угодьями... В некоторых случаях такие со брания. можно по-нынешнему сказать митинги, у моря проходили очень шумно, так как кое-когда приходили сюда и "черносотенцы” — защитники царя и купцов. Они-то больше и шумели, натравливали бедняков и матросов друг на друга, хотя это им редко удавалось. А чаще всего таких горлопанов-”черносотенцсв” мужики прогоняли с собрания. В чем виден социальный раскол села? Кто такие ”круж 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz