Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.
Кандалакшская пристань гшли транспорты, шедшие в Кольский залив и Архангельск. Для защиты Русского Севера в июне 1916 года была сформирована Флотилия Северного Ледовитого океана. На Мурман прибыли миноносцы, тральщики, знаменитый крей сер ’’Варяг” , экипаж которого отличился в ходе русско- японской войны, линкор ”Чесма”с командой из 850 человек. Возле Мурманского торгового порта и в Иоканге соорудили временные военно-морские базы, радиостанции, мастерские, казармы, лазареты, электростанции, артиллерийские батареи. На боевых кораблях и в береговых службах морского ведомства находилось немало революционно настроенных матросов, связистов, механиков — участников первой рос сийской революции. В Кандалакше среди строителей желез ной дороги и пристани сложилась группа РСДРП во главе с Николаем Дмитриевичем Курасовым. В годы мировой войны число прибывших на Кольский полуостров рабочих и военнослужащих превысило количе ство местных жителей, которых в 1913 году насчитывалось около 14 тысяч человек. Неблагоустроенность, плохое материальное снабжение, непосильный труд, произвол и издевательства со стороны начальства вызывали растущее недовольство людей. По пытки протеста и бегства со стройки подавлялись жандар мами и надсмотрщиками. С радостью большинство населения Кольского Севера 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz