Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

Многие завоевания рабочих заводчики свели на нет. Правя­ щие классы России продолжали угнетать народ, не устрани­ ли причин массового недовольства царским режимом. Столыпинская реакция только задержала, но не пресекла революционное движение. Летом 1914 года вспыхнула мировая война. Россия в союзе с Францией и Англией противостояла блоку Германии, Австро-Венгрии и Турции. После нескольких крупнейших битв в русской армии стал ощущаться недостаток оружия и боепри­ пасов. Промышленно развитые союзники России были готовы поставить все,необходимое, лишь бы она продолжала войну. Царское правительство решило строить железную дорогу на Мурман, к незамерзающему Кольскому заливу, куда в любое время года могли приходить корабли с военными грузами. С весны 1915 года на Кольском полуострове развер­ нулось строительство рельсового пути. Тысячи людей, заве­ рбованных во внутренних губерниях России, трудились в тя­ желейших условиях Заполярья, прокладывая дорогу среди скал, лесов и болот, не имея зачастую обуви и одежды, горячей пищи и крыши над головой. Чтобы ускорить сооружение дороги, работы вели с обе­ их сторон — от Колы и Кандалакши, подвозя строительные материалы и оборудование по морю. К 23 апреля 1916 года рельсы уложили на всей линии, но требовалось устранить многие недоделки, возвести станционные здания, водокач­ ки, заменить временные мосты на постоянные, устроить разъезды. Поэтому работы продолжались. В конечном пункте Мурманской железной дороги, в уро­ чище Семеново, возник порт, близ которого 21 сентября 1916 года в торжественной обстановке заложили город, названный в честь царя "Романовым" с добавлением ”на Мурмане” . По проекту в ’’царском граде” предполагалось создать красивые площади и скверы, прямые и широкие проспекты, водопровод и благоустроенные дома. Но ничего этого сделать не успели. Фронт требовал снабжения винто­ вками, патронами, снарядами, медикаментами и т. д. Спеш­ но сооружали причалы, склады, казармы. К весне 1917 года в Романове-на-Мурмане в бараках, землянках, будках и других разнотипных строениях и на судах обитало более десяти тысяч человек — строителей, грузчиков, железнодорожников, моряков, конторских слу­ жащих и прочего люда. Германское командование стремилось помешать воен­ ным поставкам для русской армии. На пути движения судов немцы ставили мины, подводные лодки обстреливали и то- 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz