Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.
Многие завоевания рабочих заводчики свели на нет. Правя щие классы России продолжали угнетать народ, не устрани ли причин массового недовольства царским режимом. Столыпинская реакция только задержала, но не пресекла революционное движение. Летом 1914 года вспыхнула мировая война. Россия в союзе с Францией и Англией противостояла блоку Германии, Австро-Венгрии и Турции. После нескольких крупнейших битв в русской армии стал ощущаться недостаток оружия и боепри пасов. Промышленно развитые союзники России были готовы поставить все,необходимое, лишь бы она продолжала войну. Царское правительство решило строить железную дорогу на Мурман, к незамерзающему Кольскому заливу, куда в любое время года могли приходить корабли с военными грузами. С весны 1915 года на Кольском полуострове развер нулось строительство рельсового пути. Тысячи людей, заве рбованных во внутренних губерниях России, трудились в тя желейших условиях Заполярья, прокладывая дорогу среди скал, лесов и болот, не имея зачастую обуви и одежды, горячей пищи и крыши над головой. Чтобы ускорить сооружение дороги, работы вели с обе их сторон — от Колы и Кандалакши, подвозя строительные материалы и оборудование по морю. К 23 апреля 1916 года рельсы уложили на всей линии, но требовалось устранить многие недоделки, возвести станционные здания, водокач ки, заменить временные мосты на постоянные, устроить разъезды. Поэтому работы продолжались. В конечном пункте Мурманской железной дороги, в уро чище Семеново, возник порт, близ которого 21 сентября 1916 года в торжественной обстановке заложили город, названный в честь царя "Романовым" с добавлением ”на Мурмане” . По проекту в ’’царском граде” предполагалось создать красивые площади и скверы, прямые и широкие проспекты, водопровод и благоустроенные дома. Но ничего этого сделать не успели. Фронт требовал снабжения винто вками, патронами, снарядами, медикаментами и т. д. Спеш но сооружали причалы, склады, казармы. К весне 1917 года в Романове-на-Мурмане в бараках, землянках, будках и других разнотипных строениях и на судах обитало более десяти тысяч человек — строителей, грузчиков, железнодорожников, моряков, конторских слу жащих и прочего люда. Германское командование стремилось помешать воен ным поставкам для русской армии. На пути движения судов немцы ставили мины, подводные лодки обстреливали и то- 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz