Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

же, лопарь в сношениях своих с русскими любит заводить тесную дружбу, род братства, одним словом, любит блюсти вековой обычай крестования. Угодит в чем-нибудь, понра­ вится чем-нибудь, угостит хорошо или дасг выгодную пла­ ту за промысел давний лопарский знакомец-помор ло­ парь не замедлит предложить ему покрестоваться, то есть обменяться крестами, сделаться крестными братьями. Ло­ парь, по свершении обряда обмена крестов, дарит "кресто­ вому” все, что есть у него лучшего: лучший олений мех, лучшую звериную шкуру — бобровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, от­ дарить, чем может, своего крестового брата — лопаря... Лопари охотно и часто выселяются ближе к русским селениям и не строят уже своих погостов далеко в глуби Лапландии. Так же охотно, особенно в последнее время, они женятся на русских девушках... Русские, уходя домой с мурманских промыслов, оставля­ ют лопаря сторожем всего запаса на будущую весну... Семь месяцев блюдет лопарь за ничтожную сумму промысловые становища и все в поразительной целости передает хозя­ евам, не утаив за собою малейшего пустяка. Между тем надзору лопарей доверяется весьма часто несколько сотен пудов трески, палтасины, семги, на несколько же сотен рублей снастей и прочего. На какой хозяйственной основе сложился обычай по­ братимства? Почему охрана станов доверялась именно лопарям? 4. Писатель Вас. Ив. Немирович-Данченко о российских лопарях (Выдержки из книги ’’Лапландия и лапландцы”. 1877 год) Честнее и добрее я не знаю народа... Между лопарями нет воров и мошенников. Уходя, лопарь не запирает вежу или тупу... Войти и взять съестное не считается преступле­ нием... Лопари умирали, защищая становища от норвежс­ ких пиратов, тогда как они могли бы просто уступить силе и оставить вверенный им пост... Отправляясь в Ловозеро, я оставил деньги и вещи в Масельге у Бархатова. По возвращении я узнал, что в погосте был староста и собрал подати, что у моего хозяина за недоимки описали последних его оленей, тем не менее деньги мои были целы... В Лаплан­ дии я не встречал людей, которые бы просили милостыню, хотя население края обнищало и разорилось чрезвычайно. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz