Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

Исследователи быта лопарей: В. И. Немирович-Данченко (слева), Н. Н . Харузин (ненцами). Вслед за ними из Печорского уезда прибыли еще несколько семей. В 1895 году ижемцам (76 человек) принадле­ жало 13 тысяч оленей. Ежегодно часть животных они забива­ ли для продажи на зарубежных рынках и в Петербурге. Развитию капитализма на Кольском полуострове спо­ собствовало улучшение транспортного сообщения и средств связи. В 1871 году группа поморских предпринимателей об­ разовала товарищество и ввела движение пароходов вдоль Мурманского побережья. Просуществовав четыре года, предприятие потерпело крах. Тогда за дело взялся московс­ кий железнодорожный деятель Федор Васильевич Чижов, который решил употребить свои капиталы на то, чтобы ’’оживить” Север. Он закупил в Англии два новейших па­ рохода и наладил регулярное сообщение на линии Архан­ гельск—Вардё с заходом почти во все мурманские станови­ ща, а также рейсы вдоль Терского берега. В 1894—1895 годах ведомство связи провело телеграф от Кеми до Печенги. Затем телеграфные линии соединили все пункты побережья вплоть до Поноя. По проводам пере­ давались новости, деловые распоряжения, сообщения о бед­ ствиях на море, сведения о наличии товарной рыбы и жира, о ценах на Мурмане. Самым крупным явлением в экономическом развитии края было возникновение лесопильной промышленности 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz