Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.
Исследователи быта лопарей: В. И. Немирович-Данченко (слева), Н. Н . Харузин (ненцами). Вслед за ними из Печорского уезда прибыли еще несколько семей. В 1895 году ижемцам (76 человек) принадле жало 13 тысяч оленей. Ежегодно часть животных они забива ли для продажи на зарубежных рынках и в Петербурге. Развитию капитализма на Кольском полуострове спо собствовало улучшение транспортного сообщения и средств связи. В 1871 году группа поморских предпринимателей об разовала товарищество и ввела движение пароходов вдоль Мурманского побережья. Просуществовав четыре года, предприятие потерпело крах. Тогда за дело взялся московс кий железнодорожный деятель Федор Васильевич Чижов, который решил употребить свои капиталы на то, чтобы ’’оживить” Север. Он закупил в Англии два новейших па рохода и наладил регулярное сообщение на линии Архан гельск—Вардё с заходом почти во все мурманские станови ща, а также рейсы вдоль Терского берега. В 1894—1895 годах ведомство связи провело телеграф от Кеми до Печенги. Затем телеграфные линии соединили все пункты побережья вплоть до Поноя. По проводам пере давались новости, деловые распоряжения, сообщения о бед ствиях на море, сведения о наличии товарной рыбы и жира, о ценах на Мурмане. Самым крупным явлением в экономическом развитии края было возникновение лесопильной промышленности 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz