Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

юности твоей от премудрых учителей прими поучение с ра­ достью и прилежанием” . Перепиской книг занимались квалифицированные пис­ цы, часто монахи. Богатые люди заказывали им книги. Книга стоила дорого, не менее, чем корова. Поэтому книгу берегли и при пожаре первой спасали от огня. Перед смертью владельцы книг нередко жертвовали их в монастырские и церковные собрания. В середине XVII века в Кольско-Печенгском монастыре хранилось 59 книг, в Кандалакшском — 158. Среди поморов Терского берега широко бытовали ’’старины” — древнерусские былины, самобытные песни, сказки, поговорки, присловья, загадки. Слушать сказителей собирались долгими зимними вечерами, а также на промыс­ лах, когда погода не позволяла работать. Рассказывали бывальщины о происшествиях, случавшихся в жизни. Весело и с большой выдумкой проводили свят­ ки — новогодние празднества. По домам ходили ряженые, плясками и шутками развлекавшие жителей. Напряженный труд сменялся периодами отдыха, когда устраивали разные игры, хороводы, пение. Народная пого­ ворка гласила: ’’Делу время и потехе час” . Красивыми обрядами сопровождались и свадьбы. Каждый помор стремился хорошо обустроить свой двор, чтобы он видом отличался от других и вполне соот­ ветствовал хозяйственному назначению. У зажиточных крестьян двор состоял из избы — жилого помещения, отапливаемого русской печью, горницы (’’свет­ лицы” , ’’повалуши”) — комнаты для отдыха и приема гостей, клети — кладовой для хранения припасов, бани (’’мыльни”), амбаров (складов), сенников (сараев), хлевов для содержания скота. На Терском берегу дома часто строили по-новгородски: внизу ’’подклет” для инвентаря и продуктов питания, а над ним — изба. При таком устройстве сырость от земли не проникала в жилье, а для домашних работ (плетения сетей, изготовления тары) и хранения материалов рядом имелось необходимое помещение. Общественным зданием в селении являлась церковь. К строительству храмов привлекали лучших мастеров. Каж­ дая община заказывала строение по своим средствам и представлениям о красоте. Поэтому церкви были разные: одно- и многоглавые, шатровые (с высоким конусным вер­ хом) и клетские (наподобие дома с главкой и крестом на крыше), ярусные (пирамидально-ступенчатые) и крестооб­ разные (с приделами по бокам). 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz