Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

3. Предоставление колянам льгот за оборону города (Выдержка из жалованной грамоты царя Федора Ивановича 8 апреля 1590 года) Яз. царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есмя Кольские волости крестьян: старосту Веш- нячка Кузмина да крестьян Васюка Олексеева, Трофимка Торопова с товарищи и всех крестьян Кольские волости, что они... в остроге с немецкими людьми билися и многих людей немецких побили, и воеводку... немецкого Кавпия взяли и к нам его прислали, и острог в Коле волости отсидели... дал им льготы на три года... нашие дани и обро­ ку с дворов и с анбаров, и с судов им, в которых судех они промышляют, и с угодей не платити... и торговати им в те льготные лета везде беспошлинно. Какие подати и платежи взимались с колян в царскую казну? За что жители Колы получили освобождение на три года от всех государственных повинностей и пошлин? 4. Соловецкая летопись о поражении шведов под Колой в 1591 году За два часа до вечера приступали немцы к острогу с приметом и зажигати, и зажгли две башни, Егорьевскую башню да Покровскую, и из острога против их выласки были многажды, и дело было с ними до пяти часов ночи. И божиею милостью и государевым счастием ис Кольского острогу в приступех из наряду и на выласках побили и ра­ нили 215 человек. И отшед немцы от острогу на остров на Туломе реке, стояли три дня и три ночи и пошли в свою землю Туломою рекою во вторник на утренней зоре. А в Кольском остроге был государев воевода Володимер Федорович Загрязской, а с ним людей кольских стрельцов 30 человек. Что такое ’’примет” и каков был у шведов план взятия острога? Объясните военные термины: ’’приступ”, ’’вылаз­ ка”, "дело”. Как стал называться остров на реке Туломе, где стояли разбитые шведы? ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Население Кольского полуострова в XVII—XVIII веках состояло из трех основных групп, отличавшихся по харак- 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz