Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

сковский посол Григорий Истома. По его словам, лапланд­ цы "охотно допускают купцов, которые привозят им платье из толстого сукна, а также топоры, иглы, ложки, кубки, муку, горшки и другое в том же роде... Монеты они не употребляют вовсе, а довольствуются только обменом предметов” . Благодаря торговле с русскими из обихода лопарей ис­ чезают каменные и костяные орудия труда, хозяйство ста­ новится производительнее. Родовой строй распадается. Воз­ никают поселения отдельных самостоятельных семей — по­ госты. Каждый погост владел определенной территорией. Уго­ дья делились на сходе по добровольному согласию или по жребию. Семья могла свою долю угодий продать, сдать в аренду, отдать в качестве приданого. У лопарей с распадом родового строя появились усло­ вия для принятия христианства. Инициативу в этом деле проявило русское духовенство, опасавшееся проникновения в Российскую Лапландию лютеранства, которое в 20-е годы XVI века стало распространяться в соседней Скандинавии. Для обращения лопарей в христианство посылаются проповедники ’’русской веры” Феодорит и Трифон. Пер­ выми приняли ее лопари, жившие на побережье Кандалакш­ ского залива, затем — по рекам Коле, Туломе и Печенге. Московское правительство прислало трем построенным в Лапландии храмам колокола, церковную утварь, книги, облачения для служителей. С целью укрепления христиан­ ской веры новокрещенных в середине XVI века были ос­ нованы Кандалакшский и Печенгский монастыри. Право­ славие стало официальной религией лопарей, хотя они еще долго, будучи христианами, почитали и языческие божества, приносили им жертвы, верили, что этим могут влиять на успех промысла. С принятием христианства постепенно менялись пред­ ставления лопарей об окружающем мире, в их сознание входили новые понятия о боге, царе, обязанностях людей. Принятие православия способствовало дальнейшему сближению лопарей с русскими. Между ними совершались браки. Возник обычай побратимства: русский и лопарь ме­ нялись нательными крестами и становились ’’крестными братьями” . Они ездили в гости друг к другу, дарили вещи. В голодное время русские снабжали лопарей мукой, а те отдавали для промысла русским приятелям свои неисполь­ зуемые угодья. Однако с принятием христианства лопарям пришлось 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz