Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.
Понойские петроглифы: шамана (слева), оленей ( справа) Изображения на камнях ценны для понимания духовно го мира древних людей, их представлений об окружающем, их верований и стремлений. Вот сцена задержания оленей двумя мужчинами. У одного из охотников к одежде привя зан хвост, у другого на голове убор с тремя рогами. Воз можно, это колдуны. Люди хотели изобилия животных. Не случайно на камне выбито изображение рождения олененка весной (у его морды светит полный круг солнца). Культ оленя вполне объясним. В суровом Заполярье жизнь человека без оленей тогда была невозможна. Олень — это не только пища в самое трудное, зимнее, время, но и шкура для устройства жилища, изготовления меховых постелей, одежды и обуви, обшивки лодок и волокуш для перевозки тяжестей, ремней для промысловых снастей. Некоторые рисунки на камнях выполнены талантливо. Так, фигура лося имеет все характерные признаки этого животного: утолщенную морду, мощный загривок, окру глый живот, ветвистые рога; две пары четко разделенных ног создают впечатление движения. Возможно, выбивая изображения животных на камнях, древний охотник надеялся, что и в тундре их станет больше. Первобытное искусство донесло до нас помыслы и чая ния наших далеких предков, их радости и заботы. Загадочными свидетелями первобытной эпохи являются лабиринты — кладки из камней, которые местное население 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz