Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

М. М. Герасимов создал скульптурный портрет мо­ лодой женщины, жившей около 3 тысяч лет назад. Ее облик напоминает внеш­ ность саамов — коренных жителей Кольского Севера, которых в прошлом называ­ ли лопарями. Такое сходство дает ос­ нование считать оленеостро- вцев далекими предками со­ временных саамов. Близ бухты Дроздовка на северо-востоке Кольского полуострова исследованы несколько стоянок, относя­ щихся ко II тысячелетию до нашей эры. Здесь жили охот­ ники на морского зверя. На поселении — мощный слой КОСТеЙ ТЮ Л еН Я , нерпы, белу- Скульптурный портрет молодой хи, белого медведя, водо- женщины, жившей плавающих птиц. Среди ин- на тр" г тысячи лет назад ТереСНЫХ находок камен- (РекоаструкцияМ. М. Герасимова) ная форма для отливки бро­ нзовых топориков, каменный светильник наподобие ковша с ручкой (в нем горел фитиль, опущенный в жир), разнооб­ разные изделия из клыков моржа. Жители Кольского полуострова имели меновые связи с племенами Поморья, Карелии и Скандинавии. Об этом свидетельствуют находки изделий из кремня, который от­ сутствует в нашем крае, глиняной посуды с примесью ас­ беста, прибалтийского янтаря. В 1973 году археологи нашли в среднем течении реки Поной, у мыса Чальмны-Варрэ, рисунки на камнях. Назва­ ние мыса на саамском языке означает ”горка-глаз” , то есть возвышенность для наблюдения. По-видимому, в этом ме­ сте олени, двигаясь из лесной зоны к морю и обратно, переправлялись через реку, а охотники поджидали живо­ тных при выходе на берег. После успешной охоты люди, судя по всему, устраивали праздник, приносили почитаемо­ му ими божеству жертвы, совершали пляски и магические обряды. Они надеялись таким образом умилостивить вла­ дыку мира, чтобы обрести благополучие в жизни. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz