Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.
М. М. Герасимов создал скульптурный портрет мо лодой женщины, жившей около 3 тысяч лет назад. Ее облик напоминает внеш ность саамов — коренных жителей Кольского Севера, которых в прошлом называ ли лопарями. Такое сходство дает ос нование считать оленеостро- вцев далекими предками со временных саамов. Близ бухты Дроздовка на северо-востоке Кольского полуострова исследованы несколько стоянок, относя щихся ко II тысячелетию до нашей эры. Здесь жили охот ники на морского зверя. На поселении — мощный слой КОСТеЙ ТЮ Л еН Я , нерпы, белу- Скульптурный портрет молодой хи, белого медведя, водо- женщины, жившей плавающих птиц. Среди ин- на тр" г тысячи лет назад ТереСНЫХ находок камен- (РекоаструкцияМ. М. Герасимова) ная форма для отливки бро нзовых топориков, каменный светильник наподобие ковша с ручкой (в нем горел фитиль, опущенный в жир), разнооб разные изделия из клыков моржа. Жители Кольского полуострова имели меновые связи с племенами Поморья, Карелии и Скандинавии. Об этом свидетельствуют находки изделий из кремня, который от сутствует в нашем крае, глиняной посуды с примесью ас беста, прибалтийского янтаря. В 1973 году археологи нашли в среднем течении реки Поной, у мыса Чальмны-Варрэ, рисунки на камнях. Назва ние мыса на саамском языке означает ”горка-глаз” , то есть возвышенность для наблюдения. По-видимому, в этом ме сте олени, двигаясь из лесной зоны к морю и обратно, переправлялись через реку, а охотники поджидали живо тных при выходе на берег. После успешной охоты люди, судя по всему, устраивали праздник, приносили почитаемо му ими божеству жертвы, совершали пляски и магические обряды. Они надеялись таким образом умилостивить вла дыку мира, чтобы обрести благополучие в жизни. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz