Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.
ни одного, который был бы одет лучше других. На всех одни и те же пычки — шубы из оленьего меха, шерстью вверх; под пычком — ракан, дубленый полушубок из того же меха; ниже — шерстяная вязаная рубаха. На ногах пякуи из оленьих лап и яры шерстью вверх; чем выше загибаются их острые носки, тем наряд считается щеголебатее. Шапки на овчине или на оленьем меху, с ушами; они обложены кругом лисьими хвостами, с синим суконным верхом, уса женным бисером и костяными пуговками... Лопарская изба называется пыртом... Она сажени две в ширину и две с половиною в длину, а высоты не более аршина три с четвертью... На передней и боковой стенах по одному окну, скупо пропускающему свет в слюдяные, ред- ко-редко стеклянные рамы... В левом углу от входа устроен тякув — нечто вроде камина, каменной кладки. Полукруг лый, большой зев ее постоянно обдает вас жаром, потому что огонь в костре поддерживается всегда... От тякува вдоль стены идут полки для утвари. На продольных и передних стенках нары. Домохозяева с женами помещаются на перед ней лавке в углу, далее сыновья и другие мужчины. Девушки у двери. В тупе, таким образом, живет иногда до 25—30 человек... В переднем углу — иконы, медные складни и лу бочные картины... К пырту зачастую пристраиваются сенцы и разные клетушки для овец, рухляди, платья и оленьих постелей... Домашняя утварь лопаря состоит из чугунных и медных котлов, деревянных чашек и ковшей, чашек из бересты, сшитых оленьими жилками и украшенных резными узора ми, деревянной ложки для черпанья рыбы, берестяной со лонки и берестяной же скатерти... Часовня только острою кровлей да деревянным позеле невшим крестом отличается от пырта... Внутри вся передняя стена заставлена иконами, перед ними деревянные подсвеч ники, лампадки... Образа украшены лентами, полотенцами, платками, пеленами, мехами и хвостами животных, бусами. Все это жертвуется перед промыслом и после него, в болез нях и несчастиях. Поверья о чуди (Из путевых записок этнографа В. Н. Харузиной. 1890 год) Предания о борьбе лопарей с этим враждебным для них народом до сих пор сохранились в Лапландии... Буря ли, метель застигнет в пути лопаря — то чудь разыгралась, по его представлению, страшная чудь, которая теперь ушла 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz