Ушаков, И. Ф. История Кольского Севера : с древнейших времен до 1917 г. : учебное пособие : [для 7-9-х классов школ Мурманской области] / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1992. - 138, [3] с. : ил.

ни одного, который был бы одет лучше других. На всех одни и те же пычки — шубы из оленьего меха, шерстью вверх; под пычком — ракан, дубленый полушубок из того же меха; ниже — шерстяная вязаная рубаха. На ногах пякуи из оленьих лап и яры шерстью вверх; чем выше загибаются их острые носки, тем наряд считается щеголебатее. Шапки на овчине или на оленьем меху, с ушами; они обложены кругом лисьими хвостами, с синим суконным верхом, уса­ женным бисером и костяными пуговками... Лопарская изба называется пыртом... Она сажени две в ширину и две с половиною в длину, а высоты не более аршина три с четвертью... На передней и боковой стенах по одному окну, скупо пропускающему свет в слюдяные, ред- ко-редко стеклянные рамы... В левом углу от входа устроен тякув — нечто вроде камина, каменной кладки. Полукруг­ лый, большой зев ее постоянно обдает вас жаром, потому что огонь в костре поддерживается всегда... От тякува вдоль стены идут полки для утвари. На продольных и передних стенках нары. Домохозяева с женами помещаются на перед­ ней лавке в углу, далее сыновья и другие мужчины. Девушки у двери. В тупе, таким образом, живет иногда до 25—30 человек... В переднем углу — иконы, медные складни и лу­ бочные картины... К пырту зачастую пристраиваются сенцы и разные клетушки для овец, рухляди, платья и оленьих постелей... Домашняя утварь лопаря состоит из чугунных и медных котлов, деревянных чашек и ковшей, чашек из бересты, сшитых оленьими жилками и украшенных резными узора­ ми, деревянной ложки для черпанья рыбы, берестяной со­ лонки и берестяной же скатерти... Часовня только острою кровлей да деревянным позеле­ невшим крестом отличается от пырта... Внутри вся передняя стена заставлена иконами, перед ними деревянные подсвеч­ ники, лампадки... Образа украшены лентами, полотенцами, платками, пеленами, мехами и хвостами животных, бусами. Все это жертвуется перед промыслом и после него, в болез­ нях и несчастиях. Поверья о чуди (Из путевых записок этнографа В. Н. Харузиной. 1890 год) Предания о борьбе лопарей с этим враждебным для них народом до сих пор сохранились в Лапландии... Буря ли, метель застигнет в пути лопаря — то чудь разыгралась, по его представлению, страшная чудь, которая теперь ушла 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz