Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

В саамском отделе (восточная стена) выставлены нацио ­ нальные одежды, женские головные уборы, шитые цветным би­ сером (белым, голубым и желтым), пояс из красного сукна, сум­ ки с аппликацией мехом и полосками красного сукна, оленья сбруя и т. п. Здесь же естественные предметы — чучела птиц, раковины, минералы, а также иллюстрации, показывающие старый уклад жизни малых народностей Севера. Вдоль южной (с тремя окнами) стены размещены экспона­ ты, отражающие хозяйственные занятия и быт русского населе­ ния Крайнего Севера: рыболовная сеть, грузила (камни, опле­ тенные в берестяные чехлы-кольца), коса, серпы, деревянные вилы, грабли, лопаты, корыта, черпаки, кадки, расписные и рез­ ные прялки, челноки, бёрда, ткацкие подвески, несколько з а ­ плечных коробов из бересты (своего рода — рюкзаков), к а пк а ­ ны, топоры, бондарный инструмент, багор, большой медный чай­ ник, принадлежности хлебопечения, грабилка, калга — лыжа, подбитая тюленьей кожей, пояснительный текст из журнала об истории лыж (статья К. Спиридонова). Нумизматический отдел состоит из двух витрин: в одной выставлены образцы отечественных монет (более 50 — дорево­ люционных, в том числе несколько серебряных рублевиков с дырками, использовавшихся женщинами как украшения), в другой — иностранных. Экспонаты музея пронумерованы и включены в инвентарную опись. Названия предметов на этикетках напечатаны на м а ­ шинке. Совет музея составляет группа участников краеведческого факультатива, людей, увлеченных музейной работой, влюблен­ ных в краеведение. Директор музея назначается учителем, а з а ­ меститель выбирается советом музея из учащихся 7—8-х клас ­ сов, с тем чтобы он проявил себя достойным стать преемником директора, когда тот окончит школу. В музее установлены дежурства, проводятся экскурсии, з а ­ нятия по истории, прием посетителей (в том числе — з ар у б еж ­ ных гостей). Материалы музея постоянно используются как в учебной, так и во внеклассной воспитательной работе. Накопленный школой опыт обобщен в хранящейся здесь статье В. В. Дранишникова «О работе комплексного краеведче­ ского музея», с которой могут ознакомиться все желающие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz