Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

2. МУ З ЕИ Н А Р О ДНЫ Е И ШКОЛ ЬНЫЕ В последние годы у нас стали создаваться народные музеи, работающие на общественных началах. Они призваны знако ­ мить местное население с памятниками истории и культуры, воспитывать молодежь на революционных, боевых и трудовых традициях. Лучшим народным музеем в Мурманской области является Кандалакшский, в организации которого приняли активное уча­ стие трудящиеся города и пригородной зоны, руководимые энту­ зиастами краеведения И. Ф. Степановым, С. Г. Мищенко, Е. Ф. Разиным. Разновидностью народных музеев являются школьные му­ зеи. В настоящее время хорошие школьные музеи имеют школы № 10 и 19 города Мурманска, № 1 города Североморска, № 18 поселка Зеленоборского. Комплексный краеведческий музей в школе № 10 города Мурманска создан почти целиком силами учащихся под руко­ водством учителя Вячеслава Васильевича Дранишникова. Сбор материала продолжался более десяти лет. Официальное откры­ тие музея состоялось 3 января 1970 г. Музей занимает обширную комнату в южном крыле нижнего э т ажа школы. Досоветский период истории края представлен большим количеством подлинных вещей, собранных преимущественно во время многодневных походов учащихся по родному краю. Историко-этнографические материалы дореволюционного прошлого выставлены в трех отделах: «Русские поморы», «Са­ амы» и «Хозяйственная жизнь Кольского края». На северной стене, возле которой размещены экспонаты с Терского берега, ученица Галя Анциферова сделала художе­ ственную цветную роспись, изображающую село Ковду с Ни ­ кольским погостом. Разделы-стенды посвящены отдельным селе­ ниям («Кандалакша», «Лувеньга», «Варзуга») и народной сель­ ской архитектуре в целом («Деревянная Русь»), Здесь даны фотографии и зарисовки крестьянских строений, церквей, их внутреннего убранства, Кандалакшского лабиринта I тысячеле­ тия до н. э. и большое количество домашней утвари. Перед посе­ тителем предстает широкая картина старого быта: коллекция из девяти самоваров (в том числе один большой тульского завода А. и И. Баташевых ), снабженная журнальным текстом «Самовар кипит — уходить не велит» с рисунками и чертежами, медные ковши и рукомойники, разнообразные подсвечники и керосино­ вые лампы, деревянные блюда и ложки, лапти, хлебница, шк а ­ тулки и кузовки из прутьев и корней, берестяные туески и коро­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz