Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

в июле 1914 г., — «В Кандалакшском залпве» и «Екатериннн- ская гавань». На знаменитой Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде на средства С. И. Мамонтова был сооружен павильон «Крайний Север». Проектировал здание и оформлял экспозицию К. А. Коровин. Он создал декоративные панно, показывающие географию, экономику и быт Севера. В павильоне размещались модели промысловых судов, подлинные орудия лова (ярусы, сети, уды), шкуры животных, бочки с рыбой, челюсти кита, одежда поморов, живой тюлень —■ «Васька» — в баке с водой и другие экспонаты, которые умело дополнялись художествен­ ными панно. Самое большое из них — «Екатерининская гавань Мурманского побережья» — было превращено в диораму: при­ ставлены камни, чучела птиц, оленей, белого медведя. Стремясь представить все с документальной точностью, показывали фото­ графии С. И. Мамонтова, снятые во время поездки на Мурман. «Пусть посмотрят, каков он, наш Русский Север!» — говорил Ф. И. Шаляпину С. И. Мамонтов. Другие панно изображали хо­ зяйственную жизнь края: «Охота на моржей», «Снимание жира с кита», «Фактория на Мурмане. Рыба палтус. Поморы», «Стадо оленей». Одна из лучших картин — «Лов рыбы» — показывает «рабочий Север», повседневную трудовую жизнь, изображенную с позиций демократического реализма: в бурном море противо­ борствуют стихии мужественные, энергичные рыбаки в лодках (см.: Д . 3. Коган. Константин Коровин. М., 1964, стр. 84— 100). По словам К. А. Коровина, оформляя павильон, он старался создать у зрителя такое чувство, которое «испытывал сам на Севере». Художник В. Д. Поленов отмечал, что павильон № 20 с коровинскими панно едва ли «не самый живой и талантливый на выставке». Позднее северные панно К. А. Коровина украшали зал Ярославского вокзала; ныне они хранятся в Государствен­ ной Третьяковской галерее. Из советских художников дореволюционное прошлое наше­ го края хорошо отобразил в своих работах Георгий Владимиро­ вич Кибардин (1903— 1963). В альбоме «Беломорье» (М., 1964) можно видеть репродукции его картин: цветные — «Северное село Ковда», «Золотое утро», «Заря», «Развёдривает», «Полу ­ ночное солнце» (эта работа, изображающая Никольский погост и соседние с ним крестьянские дома дореволюционной постройки в селе Ковде, особенно хороша); черно-белые — «Стзрая Кан ­ далакша», «Старинные рыбацкие завалы» (прибрежные амб а ­ ры), «Рыбацкая избушка», «Старый лесопильный завод» и другие. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz