Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

тельных работ от рубки просек до монтажа паровозов, открытия движения на железной дороге и «закладки храма на месте бу­ дущего города Романов-па-Мурмане», виды селений, пристаней, станций, мостов, скальных выемок. В конце XIX в. Кольский Север нашел правдивое отражение и в произведениях живописи. В 1894 г. состоялась поездка на Мурман художников А. А. Борисова (в числе сопровождавших министра финансов С. Ю. Витте) и вслед за ним — К. А. Коровина и В. А. Серова. Последние отправились в Заполярье по инициативе С. И. Мамон ­ това, который, познакомившись с Севером, был восхищен памя т ­ никами архитектуры, самобытно-русским прикладным искусст­ вом поморов и особенно величием суровой природы Севера. «Коровин... плакал бы от восторга, смотря на эти светлые, чуд­ ные тона...» — писал С. И. Мамонтов. Выдающийся художник Константин Алексеевич Коровин (1861 — 1939) написал с натуры этюды: «Святой Нос», «Мурман­ ский лов рыбы ярусами на море», «Полночное солнце на Мур- мане», «Сувой», «Становище Териберка», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Остров Витте», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Сентябрь в Печенге», «Ру ­ чей св. Трифона в Печенге», «Церковь на Паз-реке» и другие. Работы К. А. Коровина явились новым словом в русской ж и ­ вописи. Это было подлинное художественное «открытие Севера». В. А. Серову принадлежат этюды: «Поморы», «Пароход „Ломоносов”», «Трифоно-Печенгский монастырь» и другие. Од ­ нако ему не удалось так глубоко постичь и передать Русский Север, как К. А. Коровину. (Фоторепродукции этюдов Серова и Коровина см.: Е. Львов. По Студеному морю. Поездка на Се ­ вер. М., 1895.) В конце 1894 г. северные этюды Коровина и Серова были показаны публике на Периодической выставке в Москве и имели большой успех. Один из этюдов Коровина приобрел П. М. Тре­ тьяков, заплатив довольно крупную сумму — 100 рублей. Позд нее и остальные северные этюды Коровина поступили в Треть­ яковскую галерею, где они хранятся и сейчас. Александр Алексеевич Борисов (1866— 1934), художник реалистического направления, посвятил свое творчество изобра­ жению красоты северной природы. В Арктике он бывал неодно­ кратно. Им написаны известные картины «В области вечного льда», «Весенняя полярная ночь». В конце 90-х годов А. А. Б о ­ рисов устроил выставку своих произведений в Петербурге. В фондохранилище Мурманского краеведческого музея имеются две его небольшие картины ( 3 0 x 5 0 ) , написанные на фанере 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz