Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

(т. 2. СПб., 1895). В саамскую кережку впряжены два оленя, которые везут седока, бочку и прочую кладь (на самом деле в легкую кережку всегда впрягался один олень); хорей (палка) изображен в правой руке седока вместо левой; как жилище саамов представлен дом, крытый соломой, с кирпичной трубой, стоящий близ могучих деревьев среднерусского леса. До открытия пароходного сообщения в 70-х гг. XIX в. по­ ездка на Крайний Север была сопряжена с огромными трудно­ стями и неудобствами. Летом до Мурмана приходилось доби­ раться на каком-нибудь паруснике с риском попасть в шторм и разбиться о прибрежные скалы, зимой — на лошадях и оле­ нях, сквозь снега, безлюдье, морозы и метели. Специалисты-ху- дожники не решались, да и не видели особой необходимости, отправляться в долгий и опасный путь. Издатели книг о Севере довольствовались иллюстрациями, сделанными по воображению. С развитием пароходства дело стало меняться. Участились заходы на Север военных кораблей. В 1885 г. на крейсере « З а ­ бияка» Мурман осматривал великий князь Владимир Алексан­ дрович. В его свите, кроме морских офицеров и разных должно ­ стных лиц, находились журналисты и художники. Последние зарисовали с натуры некоторые места. А. Шильдер запечатлел Ура-Губу (рисунки: «Китобойный завод», «Еретики. Фактория», «Китобойные пароходы» и др.). В Коле к приезду «августейшего путешественника» организовали этнографическую выставку: до­ ставили подлинную куваксу (саамский шалаш), домашний скарб, хозяйственный инвентарь и семью саамов. Все это ху­ дожники зарисовали на фоне городских домов. Был сделан рисунок колянки за ткацким станом. Близ Териберки художники запечатлели труд рыбаков (рисунки: «На шняке. Зуек, тяглец и вёсельщик», «Стоянка шняки после постановки яруса»). Ука ­ занные рисунки позднее вошли в книгу К. К. Случевского «По Северо-Западу России» (т. I. СПб., 1897). Устройство шняки подробно показано на иллюстрации в книге В. Л. Кушелева «Мурман и его промысла» (СПб., 1885). Н. Н. Харузин в своей монографии «Русские лопари» поместил вклейки с цветным изображением саамов (мужчины и женщи ­ ны) в национальных одеждах, шесть образцов саамских цветных узоров (рис. Е. И. Шарко ), а т акже литографии, показывающие физический облик саамов и их летнее жилище. В последней четверти XIX в. получает широкое распростра­ нение фотография. На цинковой пластине изготовлялось рельеф­ ное изображение — клише, с которого получали довольно четкие отпечатки снимков (фототипии). Средствами фотографии легко и быстро воспроизводились также рисунки и картины. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz