Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

С середины XIX в. многие сочинения о Крайнем Севере ста­ ли иллюстрироваться рисунками — гравюрами и ксилогра­ фиями. В «Очерках Архангельской губернии» В. Верещагина даны изображения, показывающие быт саамов: вежи, приготовление женщинами пищи на очаге, промысловое судно — тройник, сбор в дорогу. С. В. Максимов поместил в журнале «Иллюстрация» (СПб., 1858, № 12) найденный им на Севере рисунок сгоревшего Воскресенского собора в Коле (вид с з ап ад а ) , а академик А. Т. Жуковский в «Известиях Археологического общества» (т. II, вып. I. СПб., 1861) опубликовал план и южный фасад этого интересного памятника архитектуры. К книжным иллюстрациям, как и к письменным источни­ кам, необходимо относиться критически. Одни рисунки сделаны с натуры и правдиво отражают объект, другие выполнены людь­ ми, никогда не видавшими то, что они изображали, и являются плодом представлений художника, сложившихся под влиянием иллюстрируемого текста или на основе несовершенных графиче­ ских набросков — рисунков с натуры самого автора книги. Примером таких недостоверных иллюстраций могут слу­ жить рисунки художников Н. Н. Каразина и С. К- Пиотровича. Николай Николаевич Каразин (1842— 1908) создал серию рисунков для книги Вас. Ив. Немировича-Данченко «Страна холода» (1877). Затем его рисунки были использованы для рос­ кошного издания «Живописная Россия» (т. I, ч. I. СПб., 1881, формат 3 6 x 2 6 ) . К этому времени Каразин прославил себя художественными произведениями о Средней Азии, где он слу­ жил в войсках. Опираясь на некоторые подсобные материалы, Каразин, никогда не бывавший в Заполярье, изобразил мурман­ ские становища, саамов на рыбной ловле, дорожную станцию на берегу озера, карбас в море, промысловую избу, саамскую вежу, оленей, кита, виды русских селений. Но его рисунки не­ сколько экзотичны и зачастую неправдоподобны. Саамская вежа — высокая и светлая — напоминает среднеазиатскую юрту (рис. «Внутренность лопарской хижины»). Село Кандалакша изображено у подножия островерхих гор (на Кольском полуост­ рове все горы сглажены ледником), расположение домов и с а ­ мый их вид нереальны, совсем непохожа на действительную высокая, почти готическая колокольня. Еще менее правдив в «Живописной России» рисунок «по Аткинсону» «Бой тюленей»: охотники бьют животных дубинами (а не пиками) и в упор стреляют из ружей. Незнанием жизни Севера отмечены иллюстрации художни­ ка С. К. Пиотровича в сочинении А. В. Елисеева «По белу свету» 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz