Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

Несмотря на все это, Успенская церковь, сохранив свой пер­ воначальный костяк, не утратила главного достоинства — ху­ дожественной цельности, стройности, простоты и монументаль­ ности. По признанию специалистов, она по праву может счи­ таться лучшей из одноглавых шатровых церквей Русского Сейе­ ра. «Среди всех замечательных сооружений северного зодчест­ ва, — писал И. В. Евдокимов в монографии «Север в истории русского искусства» (1920 г.), — ...Успенская церковь в Варзуге является в буквальном смысле потрясающей, до того прекрасен ее дивно-стройный и какой-то певучий облик». Описания, снимки и чертежи Успенской церкви вошли в т а ­ кие фундаментальные труды, как «История русской архитекту­ ры» (М., 1956, стр. 188— 189), «Искусство стран и народов мира» (М., 1971, том 3) и др. Особую прелесть Успенской церкви придают крыши приру­ бов, сделанные в виде заостренных кверху полукружий — так называемых «бочек», которые живо напоминают кровлю русских теремов. В один ряд с третьим ярусом бочек помещены четыре башенки, которые вместе с верхними бочками образуют нечто вроде ожерелья или венка на восьмерике — центральном срубе здания. Красота постройки в свое время достигалась не только изя­ ществом и пропорциональностью форм, но и богатым декоратив ­ ным убранством, наличием большого числа резных деталей: крылечных столбиков, оконных наличников, бочечных причелин и коньков, узорных концов пластинчатой кровли, кружевным обрамлением верхней и нижней частей шатра. Каким это здание вышло из рук его создателей, дает пред ­ ставление макет, находящийся в Мурманском областном кр а е ­ ведческом музее. Успенская церковь впитала строительный опыт многих поко лений русских людей. В ее конструкции все технически целесо­ образно. Строители позаботились о том, чтобы здание не плес­ невело и не гнило. Нижние венцы сруба сложены из особо смолистых сосновых бревен. Пазы делались снизу. Между брев­ нами клалась двойная прослойка из бересты. Покатые кровли и водоогбросы обеспечивали быстрое просыхание здания после дождя. У зодчего, создавшего Успенскую церковь, несомненно, были безупречный вкус, тонкое художественное чутье, незауряд ­ ный талант и мастерство. С необыкновенной легкостью, стреми­ тельно взметнулась она ввысь, стройная, какая-то одухот­ воренная, немного напоминающая свечу в светильнике. Перед нами — творение классическое, непревзойденный образец одно­ 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz