Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.
Успенская церковь — удивительное архитектурное творе ние, памятник искусства, имеющий огромную художественную ценность. В отличие от церкви в Ковде, она — шатрового стиля. Вы сота — 34 м; основной объем — центральное помещение с че тырьмя боковыми прирубами — достигает высоты 13 м. В плане церковь крестообразная. Четверик (в центре) площадью 5X 5 м и высотою до «неба» — 5,5 м; прирубы — 5 x 4 м и высотою до уровня полиц — 7,6 м. Восьмерик на четверике — около 4 м вы соты, шатер — 9,5 м (до шейки). Снизу с трех сторон — север ной, западной и южной — к прирубам примыкает галерея. Церковь довольно прочна, хотя сооружалась простейшими инструментами — топором и долотом, без применения скоб и гвоздей. Издали она кажется поразительно стройной, торжественной, гармонично слитой с окружающей природой. С близкого рассто яния выглядит грандиозной, монументальной. В результате многочисленных переделок первоначальный облик храма сильно изменился. В 1847— 1848 гг. по распоряже нию духовных властей, стремившихся придать церкви сходство с каменным зданием, были спилены угловые концы бревен, сте ны обиты досками и выкрашены масляной краской. Церковь совершенно потеряла прелесть деревянной постройки. Под невзрачной, унылой обшивкой — «вагонкой» скрылись бегущие ввысь ряды бревен. Здание лишилось своей прежней пластично сти, живописности, правдивости. Прекрасная «висячая» (опи равшаяся на выпущенные из сруба балки-консоли) галерея, до земли прикрытая досками, превратилась в глухую, безликую, коробчатую пристройку. Исчезли многие элементы резной кров ли, фигурные столбики и подзоры крылец. В 1867 г. изменили внутренний облик церкви: стены и потолки сделали плоскими и выбелили мелом, выломали сидения (лавки) и устроили хоры — балкон для певчих, прорубили две новые двери, расши рили окна и дверные проемы, вместо слюдяных окончин встави ли рамы со стеклами, подвесили на крюке пятипудовое медное паникадило, украсили иконостас фабричными штампованными изделиями. Народный художественный стиль во внутреннем убранстве церкви уступил место мещанской безвкусице, показ ному благолепию. А еще через 27 лет придали другой вид ша т ру, шейке и главке с крестом. Фигурный («городковый») лемех (пластинчатую кровлю) заменили более простым, «треуголь ным». Вместо вертикальной обшивки шатра, создававшей впе чатление устремленности ввысь, сделали горизонтальную об шивку. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz