Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

Успенская церковь — удивительное архитектурное творе­ ние, памятник искусства, имеющий огромную художественную ценность. В отличие от церкви в Ковде, она — шатрового стиля. Вы ­ сота — 34 м; основной объем — центральное помещение с че­ тырьмя боковыми прирубами — достигает высоты 13 м. В плане церковь крестообразная. Четверик (в центре) площадью 5X 5 м и высотою до «неба» — 5,5 м; прирубы — 5 x 4 м и высотою до уровня полиц — 7,6 м. Восьмерик на четверике — около 4 м вы­ соты, шатер — 9,5 м (до шейки). Снизу с трех сторон — север­ ной, западной и южной — к прирубам примыкает галерея. Церковь довольно прочна, хотя сооружалась простейшими инструментами — топором и долотом, без применения скоб и гвоздей. Издали она кажется поразительно стройной, торжественной, гармонично слитой с окружающей природой. С близкого рассто­ яния выглядит грандиозной, монументальной. В результате многочисленных переделок первоначальный облик храма сильно изменился. В 1847— 1848 гг. по распоряже­ нию духовных властей, стремившихся придать церкви сходство с каменным зданием, были спилены угловые концы бревен, сте­ ны обиты досками и выкрашены масляной краской. Церковь совершенно потеряла прелесть деревянной постройки. Под невзрачной, унылой обшивкой — «вагонкой» скрылись бегущие ввысь ряды бревен. Здание лишилось своей прежней пластично­ сти, живописности, правдивости. Прекрасная «висячая» (опи­ равшаяся на выпущенные из сруба балки-консоли) галерея, до земли прикрытая досками, превратилась в глухую, безликую, коробчатую пристройку. Исчезли многие элементы резной кров­ ли, фигурные столбики и подзоры крылец. В 1867 г. изменили внутренний облик церкви: стены и потолки сделали плоскими и выбелили мелом, выломали сидения (лавки) и устроили хоры — балкон для певчих, прорубили две новые двери, расши­ рили окна и дверные проемы, вместо слюдяных окончин встави­ ли рамы со стеклами, подвесили на крюке пятипудовое медное паникадило, украсили иконостас фабричными штампованными изделиями. Народный художественный стиль во внутреннем убранстве церкви уступил место мещанской безвкусице, показ­ ному благолепию. А еще через 27 лет придали другой вид ша т ­ ру, шейке и главке с крестом. Фигурный («городковый») лемех (пластинчатую кровлю) заменили более простым, «треуголь­ ным». Вместо вертикальной обшивки шатра, создававшей впе­ чатление устремленности ввысь, сделали горизонтальную об ­ шивку. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz