Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

В фольклоре отразилось умонастроение и психология наро­ да. «Море — горе, а без него — вдвое», «Море — наша нива», «Была бы рыба, а хлеб будет» — таковы типичные поморские поговорки. По саамскому обычаю, юноша мог вступить в брак только после того, как он самостоятельно убил дикого оленя, то есть показал себя охотником-добытчиком. Вот одна из распростра­ ненных саамских песен: Пойду я на горы, На высокие крутые вараки. Возьму я с собою стрелы, Набью я на вараках диких оленей, Крупных и жирных оленей. Набью я оленей и сыграю свадьбу... (Запись Вас. Ив. Немировича-Данченко) Саамы любили приглашать к себе в гости знакомых колян. Когда русский приезжал к ним в погост, саамы, рассказывает Н. Я- Озерецковский, «тотчас складывают на своем языке песню, в которой гостя много раз называют по имени, описывают его рост, вид и убор с головы до ног, и поют из всей силы, прибав­ ляя к речам о-о-о и притопывая ногами...» Это были выражение радости и знак дружественного расположения к русскому гостю. Некоторые произведения фольклора воплотили в себе рели­ гиозные представления, всевозможные предрассудки и суезерия. Саамы, например, называли табак «пеплом от чертова х б о с т э » . Объяснением служила следующая ловта. «Когда-то черт з а т е ­ сался в гости к благочестивому лопарю, зная, что у него дочка очень красива. Перекрестив двери и верхнее отверстие вежи, лопарь преградил таким образом нечистому выход, а сам р а зло ­ жил в веже большой костер. Несчастный ловелас, привыкший в аду поджаривать других, очутился в очень скверном положе­ нии, которое лопарь ухудшил еще тем, что брызгал на черта тю­ леньим жиром, жела я приготовить сатану по всем правилам лапландского кулинарного искусства. Наконец, тронутый ж а л о ­ бами и стенаниями духа зла, хозяин выпустил его, проломав отверстие в боковой стене вежи. Черт выскочил весь опаленный, но уже без хвоста. Лопарь же стал беспрерывно чихать. Как оказалось, вся вежа была переполнена табаком — пеплом от сгоревшего чертова хвоста. По дороге в ад с черта сыпались искры, и везде, где они попадали на землю, вырастал табак. Дым т абака — это дым адского пламени. Кто курит т абак — тот заранее приготовляет себя к мучениям на том свете» (запись и обработка Вас. Ив. Немировича-Данченко). 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz