Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.
и скатерти. Особенно высокохудожественными были головные женские уборы — шамшуры, повойники, сороки, шитые золо чеными и серебряными нитями, украшенные бисером и жемчу гом. Несмотря на бедность и полукочевые условия жизни, стрем ление к красоте в неменьшей степени было свойственно и саамам. В. Н. Харузина писала: «Редко можно встретить вежу или тупу, на стене которой не увидишь... вырезанное ножом изображение сленя... Иногда олень (па рисунке) впряжен в кережку илп балок (лопарские сани), иногда бежит один, иногда его сопро вождает человек на лыжах и собака» («На Севере», 1890). Немирович-Данченко, путешествуя по Лапландии, повсюду в жи лищах саамов, кроме икон, встречал лубочные картины «суз дальского художества», цветные иллюстрации «берлинского изделия», попавшие к саамам через Норвегию. Саамские жен щины искусно украшали путем аппликации цветным сукном праздничные одежды, оленью упряжь, меховые сапожки, созда вали подлинные шедевры головных уборов; 3) положительное влияние более высокой русской культуры на развитие саамов. Оно проявлялось во всех сферах материаль ной и духовной жизни саамской народности. Возьмем, например, эволюцию зимнего жилища саамов. XV в. — по словам соло вецкой рукописи, саамские «родове» жили «в расселинах камен ных, не имуще... (ничего) инаго потребного к жительству человеческому»; по свидетельству С. Герберштейна, «свои ш а л а ши прикрывают они древесною корою и нигде не имеют опреде ленных жилищ, но, истребив на одном месте зверей и рыб, пере селяются в другое». В середине XVIII в. у саамов появились тупы — примитивные бревенчатые домики с открытым очагом, сложенным из камней. В 70-х гг. XIX в. Немирович-Данченко отмечал: «Лопарь еще не строит изб, но уже ставит тупы». Н а чало XX в. — врач И. Н. Шмаков сообщает: «Во многих зим них погостах лопарей, благодаря влиянию русских, появляются русские избы с русскими печами, но тупы далеко не вывелись из употребления». Аналогичная картина — и во всем остальном: «Летняя одежда лопарей почти не отличается от одежды рус ских...», «С появлением у лопарей русских печей хлеб вошел во всеобщее употребление, но еще не так давно вместо хлеба в ходу были пресные колобы («резки»), которые готовились на открытом огне и поджаривались со всех сторон». Некоторое влияние на быт саамов восточной части Кольско го полуострова оказали выходцы из Большеземельской тундры коми и ненцы. Они принесли с собой новый тип жилища (чум), иную одежду (малицу), более удобное и прочное средство пере движения — двуполозные сани (нарты). 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz