Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

Большое количество иностранных источников, взятых из з а ­ рубежных архивов и библиотек, привели в своих исторических трудах И. X. Гамель, Г. В. Форстен, В. А. Кордт, Г. Ф. Гё­ бель, К. Ф. Тиандер. В 1911 г. В. Н. Семенкович опубликовал записки французского врача Ламартиньера, побывавшего на Кольском полуострове в 1653 г. и описавшего жизнь л а п ­ ландцев. Таким образом, документальная база для изучения исто­ рии Русского Севера расширилась и упрочилась. Но Кольский край как окраинная и малолюдная территория не привлек к се­ бе большого внимания исследователей, остался в стороне от столбовых дорог исторического познания страны. После Г. Ф. Гёбеля в досоветское время не нашлось ученого, который бы занялся обобщением всей массы выявленных первоисточни­ ков и созданием нового, строго научного труда по истории Коль­ ского края. Не на высоте находилось и школьное краеведение. Учащиеся знакомились с родным краем на уроках географии. В 90-х гг. XIX в. дважды издавалось учебное пособие В. Белова «Описа­ ние Архангельской губернии для народных училищ. (Родинове- дение)» (82 страницы). Книга предназначалась «преимуществен­ но для учителей», но автор стремился изложить материал просто и доступно, чтобы пособие могло использоваться «также и для чтения учащимся». Сначала давалась характеристика губернии в целом (пространство, границы, рельеф, воды, климат, расти­ тельный и животный мир, население, промышленность, пути со­ общения, образование, управление); часть материала приводи­ лась «не для заучивания», а «для возбуждения любознательно­ сти и умственной деятельности учащихся». С 51-й страницы шел текст об отдельных местностях. Описание Кольского уезда зани ­ мало две с половиной страницы. Исторические сведения приво­ дились только об Архангельске. Изучение материала, относяще­ гося к другим уездам, было не обязательным. «Дело учителя, — говорилось в предисловии, — ограничить круг предлагаемых сведений сообразно с условиями своей школы, с количеством времени, со степенью развития учащихся и т. д.». На приложен­ ной к пособию карте показывались самые крупные селения, реки, озера, заливы и берега (на Кольском полуострове — 11 обозна­ чений). Кроме того, учащиеся знакомились с Кольским Севером по книгам для чтения. Таким изданием, в частности, являлся сборник рассказов, составленный Я. И. Рудневым, «Русская земля. 1. Северный край. Сборник для народного чтения. С ри­ сунками и картою. Приходская библиотека» (М., 1903). М а т ^ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz