Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПРОШЛОЕ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА «ял ѳттштше Иван УШАКОВ, краевед До конца XIX века Кола являла сь един ственным городом в нашем заполярном крае. За три с половиной столетия ее существования в результате перехода страны от феодализма к капитализму менялась общественная жизнь горожан. Эта статья дает обзор деятельности городского самоуправления колян в до советское время. 1. Под властью воевод Кола как рыбацкое поселение возникла в середине XVI века. Вначале оно состояло из трех крестьянских дворов. Но в 1574 году з Коле насчитывалось уже 44 двора, из них 7 принадлежали иногородцам, среди кото рых были /звестные промышленники и торговцы Строгановы. Развитие междуна родной торговли на Мурмане высоко под няло государственное значение Колы. В 1582 году правительство сделало Колу местом пребывания воеводы - управителя огромного края: от Ледовитого океана до средней Карелии включительно. В после дующие два года центральную часть селе ния обнесли частоколом и рвом, по углам укрепления построили башни со стрельни- цами. Так в Коле появился "город", или иначе "острог". "Городом" в старину называли огорожен ное стенами поселение, крепость. Позднее это слово приобрело иной смысл: город - не аграрное, а торгово-ремесленное посе ление. Российское законодательство четко различало города и сельские волости. Кола до конца XVI столетия считалась крестьянской волостью. Жалованная гра мота царя Федора Ивановича, датирован ная 8 апреля 15Й0 года, адресована "всем крестьянам Кольские волости... старосте Вешнячку Кузмину да юестьянам Васюку Олексееву. Трофимку Торопову с товари щи". Поименованы лица волостного само управления: земский староста и два его помощника. К началу XVII века в Коле вполне сложи лась посадская община, объединявшая торгово-промышленное население города. Писцовая книга, составленная в 1608 году Алаем Михалковым, отражает разнородный обликжителей Кольского ост рога. Основных разрядов три: 1) военнос лужилое сословие (стрельцы и пушкари); 2) духовенство и монастырские трудники и 3) посадские люди. В Коле насчитывалось 83 посадских двора, в которых проживала 141 семья. Посад занимал в городе три участка: го левому берегу реки Колы, ближе к заливу размещался Нижний посад (50 дворов), южнее острога - Верхний посад (27 дворов) и на правом берегу реки Колы - Заречье (6 дворов). На Нижнем посаде находились гостиные и торговые дворы: 12 лавок, склады с това рами, питейные заведения. Здесь же стоя ла земская изба - орган городского само управления и земский двор "на приезд по сланникам" и царским гонцам. В состав посадского самоуправления входили земский староста, два его помощ ника, ларешной (заведующий обществен ным имуществом), которые избирались на общем сходе домохозяев, и наемный подь ячий, ведавший письменным делопроиз водством. Содержание земской избы и ее штата всецело лежало на членах посад ской общины. Земская администрация обязана была раскладывать и взимать государственные подати и сборы, обеспечивать своевремен ное исполнение повинностей - казенных служб (в государевых кабаках и таможнях), городового дела (ремонт укреплений), ямс кой гоньбы (перевозка казенных грузов и служилых людей), следить за порядком в городе, выявлять пришлых "лихих" и бег лых людей, осуществлять "суд и расправу" над посадским населением по мелким делам (драки, юажи, взыскание долгов и т. п.). Закон требовал выбирать в земские старосты, кабацкие и таможенные головы людей безупречных и честных: были бы "люди добрые, не воры и не бражники, душою прямы и животом (имуществом) прожиточны (богаты)", которые бы ''пошли ны собирали неоплошно, с великим раде нием, ничем не корыстовались и никому по дружбе и по посулам (подаркам) не норови ли (не давали поблажек)". Во владении посадских людей находи лись 34 семужьих тони и 5 рек, что состав ляло немногим более S луков угодий. За каждый лук коляне платили по 63 копейки, сверх того "десятину" - с мурманских про мыслов и пошлину - при продаже товаров в размере 5 процентов их стоимости. Должностные лица посадского самоуп равления вели записные книги всем денеж ным поступлениям и расходам. По старинному обычаю мирской сход рассматривал разные вопросы внутренней жизни общины: о благоустройстве селения, его санитарном состоянии, пожарной без опасности, помощи нуждающимся, сдачи в аренду городских земель и т. д. Но главной заботой земской избы являлась уплата по датей и отбывание казенных повинностей. Среди городского населения посадские люди были наиболее угнетенными, при первой возможности стремились записать ся в стрелецкий полк. На протяжении XVII века посад численно сокращался: в 1628 году он имел 75 дворов, в 1646 году - 41, в 16/7 году - 29. В 1665 году земский староста Савва Яковлев "с товарищи" пи сали в своей челобитной о непомерной тя жести повинностей: платя государевы по дати, строя воеводский двор, нанимая в земскую избу подьячего, сторожа и заплеч ного мастера (палача!), поставляя дрова, содержа тюремных охранников, пришли в крайнюю нищету, "днем стоят на правеже (битье палками), а ночью сидят в тюрьме и помирают голодною смертью, и разори лись совсем, и подати платить стало нечем, и подвод ставить некому". Лица, избранные в земскую службу, це ловали крест в том, что они все будут де лать по правде, без плутовства. Обычно их выбирали на один год, иногда на три года, а потом заменяли новыми людьми. Казенные службы были не только обре менительными, но и убыточными. В случае "недобора" государевых доходов (меньше, чем в предыдущий год) разницу возмещали сами избранные, а по их несостоятельнос ти остаток погашал мир: раскладывали не добор на членов общины (говорили: "у мира шея толста"). Земская изба как орган посадского само управления находилась в полном подчине нии сменявшихся через два года воевод. Им предписывалось контролировать дея тельность выборных лиц, следить за сбо ром податей и пошлин, требовать исполне ния царских распоряжений. Пользуясь своей властью, воеводы вымогали подно шения к праздникам ("любочестия") и "мно гих взятков" • за отпуск на море, поездку в торговые места и т. д. При малейшем укло нении от подачек воеводы били непочти тельных палками, сажали в тюрьму, не ис ключая и выборных старост, и голов. Новоторговый устав 1667 года ограждал посадское самоуправление от вмешатель ства в его дела местных воевод, но никто с этим запретом не считался. Свои незакон ные поборы кольские воеводы оправдыва ли тем, что в городе "на торгу мяс всяких и иного харчю хлебного, калачей и печеных хлебов не продают", а батожьем наказыва ют лишь "ослушников". Бесправное земское самоуправление су ществовало не для обеспечения интересов посадского люда, а исключительно ради выгод казны как удобное средство взима ния государственных доходов и исполне ния трудовых повинностей населения. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz