Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 8. ДУХОВНЫЙ ОБЛИК Кроме жизни материальной есть еще и духовная: не хлебом единым жив чело­ век... Каковы были воззрения, убеждения и умственные запросы колян? Вопрос не­ легкий. Духовный мир колян, как и вообще рус­ ских людей, постепенно менялся, с тече­ нием времени обогащался новыми пред­ ставлениями и идеями. Общество нельзя рассматривать как совокупность однооб­ разных индивидуумов. В нем всегда есть личности, не похожие на других. Но в мас­ се совместно живущих людей было нечто общее, характерное и типичное для всех или по крайней мере для подавляющего большинства сограждан. Таким стержнем духовной жизни колян являлось христи­ анское вероучение. Едва обжившись на избранном месте, поселенцы уже ставили часовню или цер­ ковь. На устье Колы крестьяне-пришель­ цы обрели сооруженную Феодоритом Благовещенскую церковь. За ней появи­ лись и другие храмы. Гордостью колян стал 19-главый Воск­ ресенский собор, построенный на их средства в 1681-1684 годах,- один из луч­ ших храмов Русского Севера. Коляне лю­ бовно уставили его иконами превосход­ ного письма и многоценными украшения­ ми. "В той соборной церкви,- говорится в описании 1711 года,- царские врата, сень и столбцы резные, вызолочены золотом двойным... образ Воскресения Христа... - венец серебряной с цатой (подвеской) под золотом, да ожерелья жемчужные... да три камня: зеленой да два красных в гнездах серебряных...” Коляне строго соблюдали предписания православной церкви, соблюдали посты, своевременно исповедывались и прича­ щались. "Церковь Божия,- отмечает Со­ ловцов,- каждый праздник полна народа; священнослужители пользуются долж­ ным уважением и сильным авторитетом во всех случаях жизни своих прихожан. В целой Коле нет ни одного раскольника, но ясе коляне имеют привязанность к ико­ нам старинного письма и все без исклю­ чений знаменуются двухперстным кре­ стом, почитая его истинным". Горожане свято берегли деревянный крест высотою в два с половиной метра, поставленный "на поклонение православным христиа­ нам" в июне 1635 года в том месте, откуда промышленники отплывали в море. Кресты были расставлены так, чтобы они охраняли селение от злых сил со всех сторон. "На самом мысу,- писала Вера Харузина,- там, где Тулома соединяется с морской губой, стоит Белый крест. Другой крест как бы заканчивает город на проти­ воположном конце его, около устья реки Колы. Там построена часовенка во имя Спаса Милостивого..." Коляне особенно чтили икону Божьей Матери, которая, по словам жителей, со­ хранилась невредимой среди углей сго­ ревшего в 1854 году Воскресенского со­ бора. "Есть в Коле, - сообщает Вера Ха­ рузина,- и другая церковь - во имя Святой Троицы - при кладбище, очень древняя и ветхая, но пользуется глубоким уважени­ ем у колян... В ней находится всеми почи­ таемая икона Святой Троицы". Одним из показателей духовной жизни населения являются библиотеки. Книги приобретали прежде всего мона­ хи и некоторые горожане - любители чте­ ния. Привозили с собой книги образован­ ные ссыльные (Иван Красулин, Леонтий Неплюев и другие), воеводы и чиновники. В библиотеке Кольско-Печенгского мо­ настыря в 1658 году насчитывалось 59 ру­ кописных и печатных книг. Преобладали книги богослужебные и религиозно-нра­ воучительные. Но помимо евангелий, псалтырей, требников и другой литурги­ ческой литературы имелись светские со­ чинения, например, Хронограф (обзор всемирной истории), соборники (собра­ ние произведений на разные темы). Книги хранились в монастырском амбаре, "под колокольнею... в коробьи" 24 экземпля­ ра, а наиболее употребительные - в осо­ бом сундуке, из которого выдавались для чтения и горожанам. Существовал обычай чтения книг вслух. Зимними вечерами коляне собирались к какому-либо грамотею, слушали и обсуж­ дали содержание книг. В первой четверти XVIII века имел биб­ лиотеку колянин Прокопий Суханов, сын стрелецкого капитана. У него промыш­ ленники брали книги в отъезд на зимовку на Грумант и в становища Мурмана. Из библиотеки Суханова сохранилась книга под названием "Жемчюг". Это сборник высказываний древних мудрецов и "от­ цов Церкви". Кроме того, в книгу включе­ ны краткие произведения о календаре, жития святых, литературные и историче­ ские повести, летописные сведения, рас­ суждения о вере. Книга "Жемчюг", напи­ санная во второй половине XVIII аека,- показатель разнообразных интересов и богатой духовной жизни читателей того времени. Состав библиотек постепенно обнов­ лялся. В 1803 году в Кольском соборе имелись книги 67 названий, в том числе сочинения Симеона Полоцкого "Обед ду­ шевный", "Вечеря", "Жезл правления", а также медицинские книги - "Краткое на­ ставление о лечении болезней простыми средствами", "Способ избавиться совер­ шенно от оспенной болезни". Широкое распространение получили Жития Зоси- мы и Савватия, соловецких чудотворцев, и Трифона Печенгского, просветителя ло­ парей. ВXIX веке в Колу стали поступать газеты и журналы. Федор Литке, побывав в 182 2 году в "знаменитой столице Лапландии", отметил удивительный для него факт: кольские чиновники и купцы сходятся по вечерам для обсуждения известий "о происшествиях в Греции и Новом Свете, узнавая о них только тремя неделями поз­ же жителей Петербурга". По отсутствии школы зажиточные коля­ не обучали своих детей в Архангельске, а менее состоятельные - домашним путем, нанимая местного грамотея. Лишь в мар­ те 1839 года в Коле открылось приходское училище, в которое поступило 36 детей; десять из них уже умели "порядочно чи­ тать1'. Константин Соловцов в 1861 году писал о колянах: "Почти все мужчины и многие женщины грамотны. От частых сношений с Норвегиею умственное развитие их вы­ ше, нежели у мещан других городов. Они показывают сочувствие к главным вопро­ сам века (имеется в виду отмена крепост­ ного права и переустройство жизни кре­ стьян в России. - И.У.). Кое-кто из них даже читают газеты и интересуются по­ литическими происшествиями. Потреб­ ность чтения в Коле доказывается суще­ ствовавшею до сих пор у мещанина Хох­ лова библиотекой, в которой многие книги o j частого употребления были совершен­ но истрепаны... Приходское училище по­ сещается детьми охотно". В эпоху капитализма воздействие церк­ ви на умы своей паствы заметно слабеет. Общественные взгляды формируют пре­ имущественно светская школа и пресса. Повышалась грамотность населения. По народной переписи 28 января 1897 года в Коле насчитывалось 613 жителей. Из 299 лиц мужского пола грамотными (умели читать и писать) являлись 172 человека, из 314 женщин - 93. В возрасте 9 лет и стар­ ше грамотность в городе составляла 52,1 процента (общероссийский уровень - 28,4 процента). В 1880 году в Колу поступало 44 перио­ дических издания, из них три четверти - в адрес разных учреждений и должностных лиц. Частных подписчиков было 10 чело­ век. В 1902 году Кола получала уже 68 изданий, число подписчиков достигло 43. Из газет более всего читались "Архан­ гельские губернские ведомости" (5 эк­ земпляров), "Сельский вестник” (4 экзем­ пляра); из журналов шли 9 экземпляров "Родины" (иллюстрированный ежене­ дельник для семейного чтения со множе­ ством приложений), 2 экземпляра "Ни­ вы", 2 экземпляра "Вокруг света", три медицинских издания ("Спутник здо­ ровья", "Фельдшер" и "Народное здра­ вие"). В библиотеку приходского училища поступали журналы "Детское чтение", "Дело и потеха", "Светлячок" и "Путевод­ ный огонек". По воскресным и праздничным дням в помещении школы проводились "народ­ ные чтения" с показом при помощи про­ екционного фонаря "туманных картин". Учителя и образованные чиновники зна­ комили слушателей с произведениями русской классической литературы, читали рассказы о путешествиях, дальних стра­ нах. Наблюдался упадок интереса к религи­ озному учению. В отчете Александров­ ского благочиния за 1899 год говорится: "В городе Коле, хотя мещане и крестьяне часто посещают богослужения, но равно­ душно смотрят на призыв к исполнению христианского долга". Заметное влияние на умонастроение и духовный облик колян оказали политиче­ ские события начала XX века. В 1903-1906 годах в Коле жили и вели революционную пропаганду политические ссыльные, вдохновенно пели "Марсельезу" ("Отре­ чемся от старого мира..."), выходили на демонстрацию с пением "Вставай, по­ дымайся, рабочий народ!". Пожилые ко- ляке с опаской смотрели на "смутьянов” , а молодежь легко впитывала новые идеи. После подавления первой российской революции возникла мысль укрепить ре­ лигиозное сознание путем устройства в Коле монастыря, подобного Печенгско- му. Александр Попе®, двадцать лет про­ служивший священником * Кольском со­ боре, с сожалением констатировал: "Сре­ ди колян нет желающих посвятить себя на служение Богу, нет желающих переме­ нить свои нравы, обычаи, привычки и стес­ нить себя монастырскими правилами и ограничениями". Происходило обмирщение духовной жизни, падение авторитета церкви. Чи­ новник по крестьянским делам Алек­ сандр Мухин я 1910 году писал: на Мурма­ не "нужны пастыри, сильные духом и ве­ рою", чтобы поднять "запросы духа а об­ ласти религии". .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz