Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 8. ДУХОВНЫЙ ОБЛИК Кроме жизни материальной есть еще и духовная: не хлебом единым жив чело век... Каковы были воззрения, убеждения и умственные запросы колян? Вопрос не легкий. Духовный мир колян, как и вообще рус ских людей, постепенно менялся, с тече нием времени обогащался новыми пред ставлениями и идеями. Общество нельзя рассматривать как совокупность однооб разных индивидуумов. В нем всегда есть личности, не похожие на других. Но в мас се совместно живущих людей было нечто общее, характерное и типичное для всех или по крайней мере для подавляющего большинства сограждан. Таким стержнем духовной жизни колян являлось христи анское вероучение. Едва обжившись на избранном месте, поселенцы уже ставили часовню или цер ковь. На устье Колы крестьяне-пришель цы обрели сооруженную Феодоритом Благовещенскую церковь. За ней появи лись и другие храмы. Гордостью колян стал 19-главый Воск ресенский собор, построенный на их средства в 1681-1684 годах,- один из луч ших храмов Русского Севера. Коляне лю бовно уставили его иконами превосход ного письма и многоценными украшения ми. "В той соборной церкви,- говорится в описании 1711 года,- царские врата, сень и столбцы резные, вызолочены золотом двойным... образ Воскресения Христа... - венец серебряной с цатой (подвеской) под золотом, да ожерелья жемчужные... да три камня: зеленой да два красных в гнездах серебряных...” Коляне строго соблюдали предписания православной церкви, соблюдали посты, своевременно исповедывались и прича щались. "Церковь Божия,- отмечает Со ловцов,- каждый праздник полна народа; священнослужители пользуются долж ным уважением и сильным авторитетом во всех случаях жизни своих прихожан. В целой Коле нет ни одного раскольника, но ясе коляне имеют привязанность к ико нам старинного письма и все без исклю чений знаменуются двухперстным кре стом, почитая его истинным". Горожане свято берегли деревянный крест высотою в два с половиной метра, поставленный "на поклонение православным христиа нам" в июне 1635 года в том месте, откуда промышленники отплывали в море. Кресты были расставлены так, чтобы они охраняли селение от злых сил со всех сторон. "На самом мысу,- писала Вера Харузина,- там, где Тулома соединяется с морской губой, стоит Белый крест. Другой крест как бы заканчивает город на проти воположном конце его, около устья реки Колы. Там построена часовенка во имя Спаса Милостивого..." Коляне особенно чтили икону Божьей Матери, которая, по словам жителей, со хранилась невредимой среди углей сго ревшего в 1854 году Воскресенского со бора. "Есть в Коле, - сообщает Вера Ха рузина,- и другая церковь - во имя Святой Троицы - при кладбище, очень древняя и ветхая, но пользуется глубоким уважени ем у колян... В ней находится всеми почи таемая икона Святой Троицы". Одним из показателей духовной жизни населения являются библиотеки. Книги приобретали прежде всего мона хи и некоторые горожане - любители чте ния. Привозили с собой книги образован ные ссыльные (Иван Красулин, Леонтий Неплюев и другие), воеводы и чиновники. В библиотеке Кольско-Печенгского мо настыря в 1658 году насчитывалось 59 ру кописных и печатных книг. Преобладали книги богослужебные и религиозно-нра воучительные. Но помимо евангелий, псалтырей, требников и другой литурги ческой литературы имелись светские со чинения, например, Хронограф (обзор всемирной истории), соборники (собра ние произведений на разные темы). Книги хранились в монастырском амбаре, "под колокольнею... в коробьи" 24 экземпля ра, а наиболее употребительные - в осо бом сундуке, из которого выдавались для чтения и горожанам. Существовал обычай чтения книг вслух. Зимними вечерами коляне собирались к какому-либо грамотею, слушали и обсуж дали содержание книг. В первой четверти XVIII века имел биб лиотеку колянин Прокопий Суханов, сын стрелецкого капитана. У него промыш ленники брали книги в отъезд на зимовку на Грумант и в становища Мурмана. Из библиотеки Суханова сохранилась книга под названием "Жемчюг". Это сборник высказываний древних мудрецов и "от цов Церкви". Кроме того, в книгу включе ны краткие произведения о календаре, жития святых, литературные и историче ские повести, летописные сведения, рас суждения о вере. Книга "Жемчюг", напи санная во второй половине XVIII аека,- показатель разнообразных интересов и богатой духовной жизни читателей того времени. Состав библиотек постепенно обнов лялся. В 1803 году в Кольском соборе имелись книги 67 названий, в том числе сочинения Симеона Полоцкого "Обед ду шевный", "Вечеря", "Жезл правления", а также медицинские книги - "Краткое на ставление о лечении болезней простыми средствами", "Способ избавиться совер шенно от оспенной болезни". Широкое распространение получили Жития Зоси- мы и Савватия, соловецких чудотворцев, и Трифона Печенгского, просветителя ло парей. ВXIX веке в Колу стали поступать газеты и журналы. Федор Литке, побывав в 182 2 году в "знаменитой столице Лапландии", отметил удивительный для него факт: кольские чиновники и купцы сходятся по вечерам для обсуждения известий "о происшествиях в Греции и Новом Свете, узнавая о них только тремя неделями поз же жителей Петербурга". По отсутствии школы зажиточные коля не обучали своих детей в Архангельске, а менее состоятельные - домашним путем, нанимая местного грамотея. Лишь в мар те 1839 года в Коле открылось приходское училище, в которое поступило 36 детей; десять из них уже умели "порядочно чи тать1'. Константин Соловцов в 1861 году писал о колянах: "Почти все мужчины и многие женщины грамотны. От частых сношений с Норвегиею умственное развитие их вы ше, нежели у мещан других городов. Они показывают сочувствие к главным вопро сам века (имеется в виду отмена крепост ного права и переустройство жизни кре стьян в России. - И.У.). Кое-кто из них даже читают газеты и интересуются по литическими происшествиями. Потреб ность чтения в Коле доказывается суще ствовавшею до сих пор у мещанина Хох лова библиотекой, в которой многие книги o j частого употребления были совершен но истрепаны... Приходское училище по сещается детьми охотно". В эпоху капитализма воздействие церк ви на умы своей паствы заметно слабеет. Общественные взгляды формируют пре имущественно светская школа и пресса. Повышалась грамотность населения. По народной переписи 28 января 1897 года в Коле насчитывалось 613 жителей. Из 299 лиц мужского пола грамотными (умели читать и писать) являлись 172 человека, из 314 женщин - 93. В возрасте 9 лет и стар ше грамотность в городе составляла 52,1 процента (общероссийский уровень - 28,4 процента). В 1880 году в Колу поступало 44 перио дических издания, из них три четверти - в адрес разных учреждений и должностных лиц. Частных подписчиков было 10 чело век. В 1902 году Кола получала уже 68 изданий, число подписчиков достигло 43. Из газет более всего читались "Архан гельские губернские ведомости" (5 эк земпляров), "Сельский вестник” (4 экзем пляра); из журналов шли 9 экземпляров "Родины" (иллюстрированный ежене дельник для семейного чтения со множе ством приложений), 2 экземпляра "Ни вы", 2 экземпляра "Вокруг света", три медицинских издания ("Спутник здо ровья", "Фельдшер" и "Народное здра вие"). В библиотеку приходского училища поступали журналы "Детское чтение", "Дело и потеха", "Светлячок" и "Путевод ный огонек". По воскресным и праздничным дням в помещении школы проводились "народ ные чтения" с показом при помощи про екционного фонаря "туманных картин". Учителя и образованные чиновники зна комили слушателей с произведениями русской классической литературы, читали рассказы о путешествиях, дальних стра нах. Наблюдался упадок интереса к религи озному учению. В отчете Александров ского благочиния за 1899 год говорится: "В городе Коле, хотя мещане и крестьяне часто посещают богослужения, но равно душно смотрят на призыв к исполнению христианского долга". Заметное влияние на умонастроение и духовный облик колян оказали политиче ские события начала XX века. В 1903-1906 годах в Коле жили и вели революционную пропаганду политические ссыльные, вдохновенно пели "Марсельезу" ("Отре чемся от старого мира..."), выходили на демонстрацию с пением "Вставай, по дымайся, рабочий народ!". Пожилые ко- ляке с опаской смотрели на "смутьянов” , а молодежь легко впитывала новые идеи. После подавления первой российской революции возникла мысль укрепить ре лигиозное сознание путем устройства в Коле монастыря, подобного Печенгско- му. Александр Попе®, двадцать лет про служивший священником * Кольском со боре, с сожалением констатировал: "Сре ди колян нет желающих посвятить себя на служение Богу, нет желающих переме нить свои нравы, обычаи, привычки и стес нить себя монастырскими правилами и ограничениями". Происходило обмирщение духовной жизни, падение авторитета церкви. Чи новник по крестьянским делам Алек сандр Мухин я 1910 году писал: на Мурма не "нужны пастыри, сильные духом и ве рою", чтобы поднять "запросы духа а об ласти религии". .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz