Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

э н ц и к л о п е д и я к о л ь с к о г о к р а я 4. Судостроители Ремесло в Коле не получило значитель­ ного развития. Большинство потребных изделий доставлялось из Поморья и Нор­ вегии. Только в изготовлении удебных су­ дов коляне являлись общепризнанными мастерами. В документах XVI- первой половины XVII века рыболовные суда на Мурмане именуются "карбасами", а затем входит в обиход название "шняка" - термин скан­ динавского происхождения. Описание тресковых промыслов, составленное в XVIII веке, сообщает: "Выезжают на них из Колы на карбасах, именуемых шняка- ми, помещающих грузу до 250 и 300 пу­ дов, на которых обыкновенно бывает про­ мышленников по четыре человека, в том числе один кормщик, другой тяглец, вы­ тягивающий из воды рыболовные снасти, третий весельщик, или гребец, и четвер­ тый наживальщик, то есть насаживающий на уды морских червей или что иное для приманки рыбы". В переводе на наши меры шняки стро­ ились 9-11 метров длиною, более 2 мет­ ров шириною. Они имели плоское дно, три пары весел и один большой парус, который при гребле снимался. Изготов­ ляли шняку из сосновых досок, которые по борту скрепляли вицей (скрученными можжевеловыми корнями) и тонкими ве­ ревками. Лесные материалы для изготов­ ления шняк поставляли в Колу нотозер- ские лопари, сплавляя бревна по Туломе. Суда строились по заказу поморских хозяев, посылавших работников на весен­ ние промыслы Мурмана. Лесничий Со- ловцов рассказывает: "Удивительна быс­ трота, с которою строятся в Коле эти шня­ ки... Сегодня вы видите закладку киля; через час приложены уже штевни, и вы видите, как перед вашими глазами, слов­ но какою-то сверхъестественною силою, один к другому пришиваются набои, и через 3-4 дня шняка построена, осмолена и приготовлена к спуску на воду,- и каж ­ дую шняку строят не более двух чело­ век... Ежегодно в Коле строят от 30 до 80 шняк. Цена шняки, без снастей и других принадлежностей, от 40 до 60 рублей се­ ребром... На каждую шняку потребно 34 сосновых и еловых бревен разных разме­ ров" (1861 год). Конструкция шняки совершенствова­ лась веками. До появления моторных су­ дов она отвечала своему назначению, од­ нако специалисты морского дела видели в ней и недостатки. Профессор Николай Данилевский указывал на то, что шняка "медленна на ходу и тяжела на веслах". Качество кольских шняк постепенно ухудшалось из-за истребления по бере­ гам Туломы хорошего строевого леса. С возникновением пароходства владельцы промысловых заведений на Мурмане все чаще стали заказывать рыболовные суда в Поморье, где их строили из лучшего леса, и доставлять в становища на рейсо­ вых пароходах. В конце 70-х годов XIX века в Коле делалось всего лишь 14-18 шняк в год, а к концу века производство шняк на продажу почти прекратилось. Кольские плотники нашли себе другую работу - по зимам строили тупы (избушки) для лопарей и занимались починкой су­ дов, прослуживших несколько сезонов на Мурмане. Слава кольских судостроителей отошла в историю, а за колянами остались только прозвища: "шнячники” , "чинятники". 5. Мореходы Уже в XV веке жители Беломорья со­ вершали дальние плавания по Ледовито­ му океану. В 1496 году московский посол Григорий Истома на поморских судах, огибая Кольский полуостров, плавал из устья Двины до Трондхейма (в датской Норвегии). Английский моряк Стивен Бэрроу в 1556 году наблюдал выход рус­ ских людей на звериные промыслы. На каждом судне находилось по 2 4 и даже по 30 человек поморов. "Русские, - писал Бэрроу,- смелые и хорошие мореходы. У них такие суда, которые ходят быстрее английских". Участник экспедиции Барен­ ца Геррит де Фер сообщает о встрече в августе 1597 года в море русской лодьи, которая снабдила голландцев продоволь­ ствием и по компасу указала им путь к берегам Лапландии. Датский король в письме от 11 марта 1576 года называет имя отважного корм ­ щика - Павла Нишеца, который каждое лето ходил на корабле из Колы "в Грун- ландию"(Шпицберген). В 1605 году уроженец Усть-Колы по имени Афанасий поведал о том, что "е з­ дил он по морю на морских судах 17 лет и ходил в темную землю... издали тамо... видать горы снежные в красный день". А еще "он сказывал про многие морские дивные чудеса” . Более определенные сведения о поляр­ ных плаваниях колян содержатся в Опи­ сании морских промыслов, составленном в 1786 году. "Кольские жители,- говорится в нем,- хотя и промышляют на Новой Зем­ ле, но более ходят на острова Шпицбер­ ген и Гренланд, которые у простого наро­ да известны вообще под именем Большо­ го и Малого Груманта". Отправляются они "из Колы в мае месяце". Коляне в это время имели 10 лодей и 2 гукора. Комен­ дант Борис Ернер 14 декабря 1787 года писал губернатору: "Из здешнего города отправляют жители ластовые суда для звериных, рыбных и сальных промыслов на Грумант, а другие и в зимовье..." Промысловые суда на Грумант посыла­ ли кольские купцы Филипп Голодный и Андрей Герасимов до тех пор, пока дело не завершилось трагедией. "Пред сим,- писали купцы 5 января 1808 года,- неща- стные приключении совершенно расстро­ или наше бедное состояние, ибо из нас у Голодного в сильный морской шторм суд­ но со всем грузом и экипажем погибло безызвестно, где потерян безвозвратно и его сын, имеющий малолетних детей, а у Герасимова тож растерло на море во льдах судно с полным грузом". Едва ли не первым из колян совершил плавание в Петербург Петр Турчасов. По­ сле освобождения от солдатской службы он "ревностно занялся морскими про­ мыслами", вместе с компаньоном Иваном Горюшковым построил мореходное суд­ но, разжился и в 1780 году записался в купечество. В 1787 году Петр Турчасов привез в столицу "целый корабль, нагру­ женный сушеною и соленою трескою, также палтусиною и морошкою". Начиная с 1845 года, "девять лет сряду посещал на своей шхуне "Двина" Санкт- Петербургский порт и на обратном пути заходил с фрахтом в северную Германию, Данию и Англию" кольский купец Илья Шабунин. Он владел английским языком. В 1847 году привез в Колу из Англии 889 пудов соли. Весной 1851 года построил шхуну коль­ ский купец Мартемьян Базарный. Первый рейс с грузом рыбы он совершил в Архан­ гельск, а через два месяца после спуска корабля, писали "Архангельские губерн­ ские ведомости", шхуна "Бог - моя надеж­ да'1уже "качалась на Неве; тут, распродав рыбу с борта, Базарный отправился под купеческою кладью в Англию. В 1852 го­ ду, в первых числах апреля, он привез в Колу соль из Англии и, получив дома но­ вый груз, в 26 дней совершил рейс до Петербурга", Летом 1854 года англичане захватили в Западной Лице, разграбили и сожгли у Базарного и вышеназванную шхуну, и лодью "Святой Афанасий". Если в Петербург плавать на парусном судне решались немногие, то поездки на Двину и в норвежский Финмаркен явля­ лись делом обычным для колян. Лесни­ чий Соловцов писал: "Кольские смельча­ ки, не имеющие мореходных судов, ходят в Архангельск и в Норвегию по открытому морю на шняке... Управляемая одним только парусом, она способна лавиро­ вать; этого преимущества лодьи не име­ ют". Треску весеннего улова коляне спеши­ ли по возможности раньше, с началом навигации на Белом море, доставить на архангельский рынок. Для этого они ис­ пользовали раншину - шняку с повышен­ ными бортами и палубой. Груза она брала больше обычной шняки, шла под парусом, но была неустойчива на воде. При усиле­ нии ветра кормщики стремились укрыть­ ся в ближайшем заливе или стать под за­ щиту острова. Сохранилось несколько старинных ло­ ций - пособий, которыми руководствова­ лись северные мореходы. В них указаны расстояния, береговые знаки и приметы мест, бухты, стоянки, корги (каменистые отмели) и другие сведения для безопас­ ного плавания от беломорских селений до норвежских гаваней. Лоция начиналась с текста молитвы: "Благослови, Господи, творение Твое и помилуй... Всю надежду на Тебя, Боже, уповаем..." и обращения к святому Николаю - покровителю моря­ ков, "скорому помощнику на избавление нас, грешных". Более всех из кольских мореходов про­ славился Матвей Герасимов (сын упомя­ нутого купца Андрея Герасимова). В 1810 году его лодью с грузом ржи близ Норд­ капа захватил английский фрегат и повел в Лондон. Через четыре дня фрегат по­ вернул обратно, а лодье приказал следо­ вать дальше. К управлению судном англи­ чане поставили кольского кормщика и его боцмана. На одиннадцатый день пути Матвей Герасимов с четырьмя товарища­ ми овладели судном, британского офице­ ра и шестерых матросов заперли в каюте и доставили пленных в Варде, где сдали коменданту города. Царь Александр I на­ градил героя знаком отличия военного ордена - Георгиевским крестом. В 1823 году Матвей Герасимов умело вывел из ль^ов возле Новой Земли экспедицию Ф.П.Литке и получил вторую награду - золотую медаль "За усердие" на аннин­ ской ленте. В конце XIX века наиболее известным кольским шкипером являлся Аполлон Хохлов. Бурный Ледовитый океан поглотил не одну жертву. "По морю плыть - рядом со смертью быть",- гласила поговорка. "Кто на море не бывал, горя не видал, от усер­ дия Богу не маливался",- говорили помо­ ры. Но мореходство и кормило колян. Бывалые кормщики любили море, даль­ ние странствия, стойко переносили не- взкоды, шутили: "Кручиной моря не пере­ едешь".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz