Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
СБЕРЕЧЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ Ресторан в... охранной Варзуга — село самое древнее на Кольской земле. Ему более пяти столетий. Еще во времена Великого Новгорода его люди сели лись на Терском берегу Бе лого моря. Коренные жите ли Варзуги — прямые по томки отважных поморов, освоивших суровый север', закрепивших край за Рус ским государством. Поморы были верующими людьми. И там, где возни кали их селения, появлялись вначале часовни, а затем и церкви. Церковь объединя ла людей. Поселенцы вмес те молились, отмечали пра здники, совершали бытовые обряды. . Первую церковь построил в Варзуге в 1491 году Со ловецкий монастырь, имев ший на реке семужьи про мыслы. Малая деревенька в XVI веке стала людным се лом. В 1563 году в Варзуге насчитывалось 124 жилых двора. Вылавливалось сем- ,ги на 1.400 рублей (на этн деньги можно было купить тогда 28.000 пудов муки). Кроме того, жители Варзуги занимались зверобойным .промыслом, временами до бывали жемчуг в реках, охо тились на пушного зверя. Памятником далекого про шлого осталась в Варзуге Успенская церковь. Она бы ла построена на средства прихожан в 1674 году. Это лучшая из одноглавых церквей русского Севера, гордость нашего края. По красоте и преимуществам конструкции ей нет равных среди церквей, сооружен ных в XVII веке. О варзугской церкви — замечательном памятнике деревянного поморского зод чества — написано несколь ко научных исследований. Ее изображения можно встретить как в отечествен ных книгах и альбомах, так и в зарубежных изданиях среди других шедевров ми рового искусства. Деды и отцы нынешних варзужан хорошо понимали уникальность и художест венную ценность Успенской церкви, и они сберегли храм в годы, когда после рево люции, в условиях отхода народа от религии, церкви повсеместно переделывали в склады, а нередко и разру шали. • С тех пор прошло много времени. Возрос образова тельный уровень трудящих ся. Изменилось отношение к культовым постройкам и другим творениям религи озного характера — иконам, фрескам. Сейчас в нашей стране развернулось массо вое движение за спасение культурного наследия, ос тавленного нашими предка ми, за сохранение всего, что было создано трудом и та лантом нашего * народа в прошлом. Пришло осознание того, что мы без памятни ков — как дерево без кор ней. Утратив зримые сви детельства нашей истории, мы становимся духовно бед нее. Уже есть немало селе ний, где ничто не напомина ет о жизни предков. Такое положение дел вы зывает протест в душе лю дей. Сейчас повсюду созда ются народные музеи, крае ведческие экспозиции, ме мориалы, стенды. В древней Коле восстановлен Благове щенский собор, в котором создан неплохой музей по морского быта и народного искусства. К сожалению, кое-где не вполне понимают значение исторических памятников. Так, в Умбе решили здание бывшей церкви пустить на дрова. Возникла тревога и за облик Успенской церкви. Древние мастера тщатель но выбирали место для соо ружения церквей. Они стре мились к тому, чтобы ок рестный ландшафт гармони ровал с храмом, чтобы на фоне луговой зелени, вод ной глади реки он выглядел как единое целое. Возле церкви оставляли свободное, незастроенное пространст во, луговину, создавали об рамление из деревьев. Са мый вид церкви должен был вызывать приподнятое, вдох новенное настроение. Наши предки не допускали появ ления возле церкви каких- либо построек, портящих вид. И вот пришло сообщение, что новый председатель колхоза «Всходы коммуниз ма» С. М. Калюжный при казал распахать охранную зону вокруг Успенской церк ви. В результате вековая луговина обезображена. Те перь (в это трудно поверить!) рядом с церковью по распо ряжению Калюжного вырыт котлован и начато строи тельство столовой-ресторана. Информация, поступившая в Мурманское отделение общества охраны памятни ков истории и культуры, на стораживает, вызывает боль зоне шую тревогу за судьбу Ус пенской церкви, ее ансамб ля. Стоит ли доказывать, что недопустимо коверкать окрестную землю, что рес торан — не лучший сосед деревянной церкви. благо получно простоявшей более трехсот лет? Для сохранения Успен ской церкви уже много сде лано. Начиная с 1973 года идет реставрация. Восста новлено замечательное деко ративное убранство. Но ра боты не закончены. Требу ются дальнейшие усилия по завершению начатого дела. Отношение к памятникам старины — показатель на шей культуры. Дело чести варзужан — оградить Ус пенскую церковь и ее ок рестный ландшафт от напо ра бездушных людей, кто бы они ни были, сберечь ее облик для потомков. Необ ходимо помнить, что в на шем крае осталось очень мало памятников далекого прошлого. Пусть Успенская церковь будет радовать сво им обликом и будущие по коления людей. И. УШАКОВ . Профессор Мурманского педагогического институ та.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz