Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

СБЕРЕЧЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ Ресторан в... охранной Варзуга — село самое древнее на Кольской земле. Ему более пяти столетий. Еще во времена Великого Новгорода его люди сели­ лись на Терском берегу Бе­ лого моря. Коренные жите­ ли Варзуги — прямые по­ томки отважных поморов, освоивших суровый север', закрепивших край за Рус­ ским государством. Поморы были верующими людьми. И там, где возни­ кали их селения, появлялись вначале часовни, а затем и церкви. Церковь объединя­ ла людей. Поселенцы вмес­ те молились, отмечали пра­ здники, совершали бытовые обряды. . Первую церковь построил в Варзуге в 1491 году Со­ ловецкий монастырь, имев­ ший на реке семужьи про­ мыслы. Малая деревенька в XVI веке стала людным се­ лом. В 1563 году в Варзуге насчитывалось 124 жилых двора. Вылавливалось сем- ,ги на 1.400 рублей (на этн деньги можно было купить тогда 28.000 пудов муки). Кроме того, жители Варзуги занимались зверобойным .промыслом, временами до­ бывали жемчуг в реках, охо­ тились на пушного зверя. Памятником далекого про­ шлого осталась в Варзуге Успенская церковь. Она бы­ ла построена на средства прихожан в 1674 году. Это лучшая из одноглавых церквей русского Севера, гордость нашего края. По красоте и преимуществам конструкции ей нет равных среди церквей, сооружен­ ных в XVII веке. О варзугской церкви — замечательном памятнике деревянного поморского зод­ чества — написано несколь­ ко научных исследований. Ее изображения можно встретить как в отечествен­ ных книгах и альбомах, так и в зарубежных изданиях среди других шедевров ми­ рового искусства. Деды и отцы нынешних варзужан хорошо понимали уникальность и художест­ венную ценность Успенской церкви, и они сберегли храм в годы, когда после рево­ люции, в условиях отхода народа от религии, церкви повсеместно переделывали в склады, а нередко и разру­ шали. • С тех пор прошло много времени. Возрос образова­ тельный уровень трудящих­ ся. Изменилось отношение к культовым постройкам и другим творениям религи­ озного характера — иконам, фрескам. Сейчас в нашей стране развернулось массо­ вое движение за спасение культурного наследия, ос­ тавленного нашими предка­ ми, за сохранение всего, что было создано трудом и та­ лантом нашего * народа в прошлом. Пришло осознание того, что мы без памятни­ ков — как дерево без кор­ ней. Утратив зримые сви­ детельства нашей истории, мы становимся духовно бед­ нее. Уже есть немало селе­ ний, где ничто не напомина­ ет о жизни предков. Такое положение дел вы­ зывает протест в душе лю­ дей. Сейчас повсюду созда­ ются народные музеи, крае­ ведческие экспозиции, ме­ мориалы, стенды. В древней Коле восстановлен Благове­ щенский собор, в котором создан неплохой музей по­ морского быта и народного искусства. К сожалению, кое-где не вполне понимают значение исторических памятников. Так, в Умбе решили здание бывшей церкви пустить на дрова. Возникла тревога и за облик Успенской церкви. Древние мастера тщатель­ но выбирали место для соо­ ружения церквей. Они стре­ мились к тому, чтобы ок­ рестный ландшафт гармони­ ровал с храмом, чтобы на фоне луговой зелени, вод­ ной глади реки он выглядел как единое целое. Возле церкви оставляли свободное, незастроенное пространст­ во, луговину, создавали об­ рамление из деревьев. Са­ мый вид церкви должен был вызывать приподнятое, вдох­ новенное настроение. Наши предки не допускали появ­ ления возле церкви каких- либо построек, портящих вид. И вот пришло сообщение, что новый председатель колхоза «Всходы коммуниз­ ма» С. М. Калюжный при­ казал распахать охранную зону вокруг Успенской церк­ ви. В результате вековая луговина обезображена. Те­ перь (в это трудно поверить!) рядом с церковью по распо­ ряжению Калюжного вырыт котлован и начато строи­ тельство столовой-ресторана. Информация, поступившая в Мурманское отделение общества охраны памятни­ ков истории и культуры, на­ стораживает, вызывает боль­ зоне шую тревогу за судьбу Ус­ пенской церкви, ее ансамб­ ля. Стоит ли доказывать, что недопустимо коверкать окрестную землю, что рес­ торан — не лучший сосед деревянной церкви. благо­ получно простоявшей более трехсот лет? Для сохранения Успен­ ской церкви уже много сде­ лано. Начиная с 1973 года идет реставрация. Восста­ новлено замечательное деко­ ративное убранство. Но ра­ боты не закончены. Требу­ ются дальнейшие усилия по завершению начатого дела. Отношение к памятникам старины — показатель на­ шей культуры. Дело чести варзужан — оградить Ус­ пенскую церковь и ее ок­ рестный ландшафт от напо­ ра бездушных людей, кто бы они ни были, сберечь ее облик для потомков. Необ­ ходимо помнить, что в на­ шем крае осталось очень мало памятников далекого прошлого. Пусть Успенская церковь будет радовать сво­ им обликом и будущие по­ коления людей. И. УШАКОВ . Профессор Мурманского педагогического институ­ та.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz