Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ ’ Иван УШАКОВ, краевед "Начинается земля, как известно, от Кремля". Наша мур манская земля, судя по всему, начиналась от Колы - древ нейшего русского селения в Заполярье. От нее полуостров до сих пор зовется Кольским. Ее имя запечатлено в тысячах старинных документов - как отечественных, так и зарубеж ных. Отстоявшая на многие сотни верст от других русских селений, Кола имела свой особый уклад жизни, своеобраз ную историю. Ее жители играли видную роль в обороне, экономике и культуре Русского Севера. Предлагаемые заметки знакомят с некоторыми сторонами деятельности и быта коренных колян в досоветское время. 1. ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЫ Д рев ни е обитатели М у рм а н а пять- семь тысяч лет назад облюбовали ус тье ре ки Колы для поселения. Здесь они оставили святилище в виде кам е н ной кладки, ра зруш енное в 1583 году при строительстве го ро д с ки х у кр е п л е ний. Река, впадающая в залив, получила название КОЛА. Н икто точно не м о же т сказать, что оно значит. По м н е нию одних - "ры б н а я ", по у т в е рж д е нию д р уги х - "з о л о т а я ". Это пр ед пол о жение, и только. Но место веселое, просторное, не стиснутое горами. По од н у сторону каменисто -песчано го мыса - полноводная Тулома с б ер е га ми, поро сш ими лесом, по д р у гую сто рону - небольшая, бурливая, чи стовод ная река Кола, устье которой разделял на два потока низменный, п р од ол го в а тый остров. Н еш иро кие рукава реки м о ж н о пере гораж ивать сетью или ча с то кол ом с л овуш ками на пути д в и ж е ния сем ги на нерест и обратно. М о р ские приливы и отливы помогали пе ре мещаться на лод ка х по К о л ь с ком у за ливу. По Туломе уд о б н о сплавлять бревна, доставлять сено и дрова. Д о прихода русски х здесь жили л о пари (саамы ). Они х ор ош о изучили край, знали, ко гд а и где лучше ловить рыбу, охотиться на зверя. У ручья Ро- стье (ныне - Роста) располагался п о гост МУНОМАШ (по зд н ее стал назы ваться К ил ьди н ским п о го стом ). М у н о - маш цы имели в устье Колы сем уж ь и ловли. Еще в XIII веке лопари признали над собой власть Великого Новгорода, платили ем у дань мехами, считали се бя н о в го р о д с ким и "п о д д а н н ы м и ". Но до XV I века они оставались язы чни ка ми, поклонялись Солнцу, Луне, стихий ным силам природы , свящ енным с к а лам и кам н ям , в которых, по их п р е д ставлениям, обитали сейды - "х о з я е ва" данной местности, приносили им же ртвы . О ко л о 152 7 года на устье Колы по се лился соловецкий монах Ф е о д о р и т . Н о вгор од с ки й архиепископ поручил ем у приобщи ть лопарей к православ ной вере. В христианстве считалось ве л иким п о д в и гом исторгнуть людей, пребы вающ и х во "т ьм е и д о л о п о кл о н ства", не знавших "и сти нн о го Бога", и обратить их на "п у ть спасения". Известный в истории князь А ндр ей К у рб с кий по д р о б н о описал деятель ность Ф е о д о р и т а по п р освещ ению кол ьски х лопарей. Пр о п о вед ни к по строил на устье Колы с к р о м н ую келью , жил праведно, постоянно трудился, ни в чем не стесняя лопарей, научился говорить по -ло пар ски . Ф е о д о р и т на стойчиво и вразум ительно разъяснял лопарям смысл "р у с с ко й веры ", уче ние Христа, перевел на их язы к осно в ные молитвы . В 1532 го д у лопари, ж и в шие по Туломе и Коле, приняли к р ещ е ние. Плотники, присланные из Но вго рода ар хи епи скоп ом М а кар и ем , с р у били на устье Колы це р ко в ь Благове щения Святой Бо городице, а приехав ший с ними св ящ енни к Илья освятил храм . Ф е о д о р и т, ко т о р о го м о ж н о считать первым р у с с к и м кол янином , решил за крепить христианство крещ ен ны х л о парей п о строй кой монастыря при Бла го вещ ен ской це р кви . Он отправился в Но вгород , получил щ е д ры е п о ж е р т в о вания от б о я р и д р уги х богатых людей "н а святое де л о ", собрал бра тию - гр у п п у монахов и с ними явился в Усть- Колу (первоначальное название селе ния). Ф е о д о р и т не хотел возлагать на л о парей, ж и вш и х до вольно бедно, к а ки х - либо обрем ени тельны х повинностей и предписал м о н а хам добывать с р е д с т ва к ж и зн и собственным т р у д ом . Ис тратив привезенное до б ро , братия возроптала на устав Ф е о д о р и та , а за тем, избив своего наставника, пр о гна ла его из обители, после чего монахи разошлись кто куда. Одни ушли в о б ж и то е Поморье, д р уги е - на Печенгу, к ми ссионеру Трифону. К а кое-то время Благовещенская це рков ь оставалась без сл ужбы . В 40-х годах XV I века на М у р м а н с к ом п о б ер еж ь е возникли тре ско вы е промыслы бел ом ор с ки х крестьян. Сначала они ловили ры б у близ Тери- бер ки и Семи островов, но вскоре вы яснилось, что с больш им успехом м о ж н о промышлять в апреле -мае на западной стороне М у рм ан а . Но в это время Горло Белого моря еще п о кр ы то льдом , и суда не могли так рано прибыть на весенние промыслы . Тогда богатые п ом о ры и монастыри стали о т правлять своих работников сухопуть ем в марте через Лапландию к устью реки Колы. Здесь после утом ительно го пути п р омыш л енни ки делали оста новку на н е д е лю -д р у гую , отдыхали, чинили обувь и о д еж д у , а затем дви га лись по К о л ь с ком у заливу в станови ща. Летом в У сть -К о л у прибывали п о м о р с ки е суда, привозили пр о д о в о л ь ствие, снасти, соль,- все, что требов а лось ры ба кам к б у д ущ е м у п р ом ы с л о вом у сезону. Так небольшой посело- чек близ Благовещенской цер кви стал служить базой м у р м а н с ки х п р о м ы с лов. В 1553 го д у Иван Грозный пожаловал Канд а л а кш с ком у м о н а с ты рю поло ви ну угодий, принадлеж авш и х кр е с ть я нам Кандала кш ской волости. Вскоре три семьи, вероятно, лишившиеся рыбных ловель, покинули волость и п о селились в Усть-Коле. Первое упоминание о р у с с ком селе нии на М у рм а н е сод ерж и тся в ра с с ка зе карела Ноусиа в 1556 году. О д н а ко сам он в нем не был, а только слышал от д р уги х о возникновении поселения под названием "К о л а н с о у ". С этой д а той совпадает запись о приобретении Пе чен гским мон а сты р ем у местных жителей части с ем уж ь и х ловель в ус тье ре ки Колы. Ясное и вполне до стоверное и зве стие о первых колянах имеется в запи сках голл анд ско го куп ца Симона ван Салингена. "К о гд а наш корабль в 1565 год у пришел в Кол у,- сообщает он,- в ней стояло всего лишь три двора, в которы х жили: Семен Вянзин, ставший по зднее м о н а хом Сергием Вянзиным, Ф и л ь ка Ус и старший у них М о к р о у с . Все они убежали в лес, ко гд а увидели наше судно, и м н о го дней скрывались, пока, наконец, не отыскал их печенг- ский штурман, приведший в Колу наше судно. Он объяснил им, что мы люди мирные, бл агонамеренные, и так у го ворил их придти к н ам ". Все упом ян уты е двор овл аде ль цы - коляне известны и по р у с с ким источни кам . Самой заметной ф и гурой среди первопоселенцев являлся С е м е н -С е р гий Вянзин. К ре п ки й хозяин, он имел судно, владел с ем у ж ь и м и тонями у А б р а м -м ы с а , у острова Сального, в У р а -губе , с ено ко сами на берегах Туло- мы . Ему принадлежала водяная м е л ь ница ("н а Варламове руч ью , мелет в весне да в осень б ол ьш ою в о д о ю "). О ко л о 1580 года Сергий Вянзин п о строил на острове в устье ре ки Колы це р ко в ь Успения Пресвятой Б о го р о д и цы и основал Петровский монастырь, ставший обладателем обш ирны х з е мельных угодий и м н о ги х п р ом ы с л о вых заведений. В 1606 го д у монастырь спился с К о л ь с ко -П е ч е н гс ким м о н а стырем . По описи 1608 года в бы вш ем П е тро в с ком м онастыре стояло 11 к е лий, среди м о н аш е с ко й братии п е р вым записан "и гу /^ен С е р гий ” . Его па мять хранят ге о граф и че ски е названия: озера Вянзины (Верхнее и Ниж не е ) и вы текающ ий из них, впад ающ ий в Ту п о м у Вянзин ручей. Есть возле Колы и Усов ручей. На следни ки старосты М о к р о у с а не раз упом и наю тся в д о кум е н т а х XV II столе тия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz