Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
1 * 0 «КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ »2 2 .1 2 .0 0 . КРАЕВЕДЕНИЕ •у м ц р р д к и I ИІИill.........I Т Ч л д г ^ Ш Е Е і Чего только не прочтешь в архивных доку* ментах, занимаясь поисками нужных матери алов! Среди сугубо деловых записей встреча ются доносы о. непотребных выходках дерз ких шалунов, забавных происшествиях, раз ных пустяках, на которые исследователи обыч но не обращают внимания. Но эта «всякая всячина» тоже отражает былую жизнь, во мно гом непохожую на нашу и потому представ ляющую определенный интерес для истори ка. Впрочем, судите сами. Приведу лишь два примера. «КА ЗАДОР» В 1699 году жители Колы, недозольные при теснениями воеводы Ивана Воронецкого, ста ли непослушными, отправили Петру I чело битную, в которой перечислили злоупотреб ления воеводы и просили заменить его дру гие наместником. В свою очередь воевода послал в Москву жалобу на своеволие колян, в которой, в частности, писал: «...Кольские стрельцы Алешка Пикавіса да брат ево, а как зовут не знаю, взяв на кабаке вина, и пришли в башню, что близко воеводских хором и сло- вет Чепучина (юго-западная), пив вино, пели песни и в песнях меня, Ивана, бранили всяче ски, знатно вызывая меня, Ирана, из хором к себе на задор...» Должно быть, не робкие и насмешливые были эти братья Пикавки, если решились «бранно» воспевать своего начальника — представителя царской власти в крае. «ВИВАТ!» Исстари в Коле жили Шабунины. Из их ро да вышли и рыбаки, и мореходы, и торговцы, и чиновники, и духовные. Своеобразной фигурой был священник Во скресенского собора Иван Тимофеевич Шабу- нин. Любил батюшка попить, позабавиться. Ка ких только проказ не выкидывал. Так, в июне 1769 года в компании с молодыми офицера ми Кольского гарнизона он участвовал в трех «операциях» по захвату в плен местных Де вушек, отправлявшихся на лодках по заливу для сбора щавеля. Военные для острастки стреляли из пистолетов, настигая лодки, а ба тюшка (ему шел 36-й год) зычным голосом требовал сдаться. Выбившиеся из сил беглян ки «на крик поповской принуждены были, как невольницы, со слезами» капитулировать. По бедители — «все хмельные» — хватали плен ниц, ставили «во фрунт» и подносили им по чарке вина, а когда те отказывались от выпив ки, награждали каждую «матросским суха рем» и отпускали. В конце концов веселый нрав попа Ивана принес ему немало злоключений. КО*'ГА б ш к ш к В языке жителей Кольского Севера встре чаются самобытные слова, почти неизвестные населению центральной России. Некоторые из них не зафиксированы даже в словарях Даля, Подвысоцкого, Меркурьева. Они выра жают понятия, связанные с особыми условия ми жизни в Заполярье, местными промысла ми. Многие слова вошли в русскую речь из языка аборигенов края — лопарей и карел. Часть таких слов живет и сейчас, другие же остались лишь в памятниках древнерусской письменности. Значительный интерес представляет Описа ние северных промыслов, составленное в 1785 — 1786 годах. Вот некоторые отрывки из этого документа. # • * * * Поморские промышленники, отправляясь на Шпицберген и Новую Землю, берут разные продукты питания, и в том числе «сосновые шишки, топленое молоко в бочках, которое по архангельскому наречию называется КАД- НЕЕ, паче ж всего морошку, которая, как и молоко, почитается за наилучшее средство от цынги... За великое... почитают нещастие, еже ли исходит у них кислое молоко и морошка, из которой и из ржаного солода (проросших, засушенных и размолотых зерен ржи) и во ды на сосновых шишках настоеное, делают они для себя особое кислое питье, называе мое СТАВКА, предохраняющее от цынготной болезни». «В зверей, когда находят спящими на льдах, кроме стрельбы, пускают в них на веревкох, сажен до тридцати длиною, копья с зазубра- ми, которые у промышленников называются НОСКАМИ... День и ночь зимою различают промышленники по луне и по восхождению звезд, наипаче же по созвездию, которое на зывают ЛОСЕМ, известному ученым под именем Большой Медведицы:». Много своеобразных терминов, относящих ся к домашнему быту и промысловой жизни лопарей. Рыбу «на море весною и летом промышля ют они в удобных судах ТРОЙНИКАХ (малых лодках с артелью из трех человек; у русских на ШНЯКАХ работали четыре ловца)... Осенью ловят рыбу в озерах подледными ЮНДАМИ... упражняются также в промысле белки и ди ких оленей». Рыбу и мясо в местах промысла хранят в БУГРАХ — ямах-ледниках, укрытых от зверья камнями. Муку покупают у русских торговцев и «делают из нее по их названию пресные РЕСКИ, наподобие лепешки, без за кваски, и пекут оные при раскладенном на очаге огню». В жилищах своих — ВЕЖАХ «имеют СТАВЦЫ и блюдье деревянные, а пи щу варят в медных котлах». Женщины зимою «...шьют КАНЬГИ (мехо вые полусапожки), вяжут сети и для себя ткут из овечьей шерсти ПИСАГИ (накидки, пледы) и вяжут рукавицы... Платье носят лопари летом — верхнее ши тое из белого и серого овчарного сукон, по их названию ЮПЫ... а зимою — Еерхнее, по 8 июня 1776 года в Колу пришел манифест с извещением о смерти «благоверной госу дарыни и великой княгини Наталии Алексеев ны» (первой жены будущего императора Пав ла I, скончавшейся на 21 году жизни). Свя щеннику полагалось совершить в церкви мо лебен за упокой Души умершей. Но он не ис пытывал горести, «в безмерном пьянстве» отправился в дом кольского комиссара и там, в присутствии лекаря Миля, стал читать мани фест потешаясь —- «с криком и с маханием рукою». Комиссар и лекарь возмущенно за метили ему, что «сие непристойно: известие ни с какой радости, а величайшей печали всея России», на что поп «дерзнул изблевать та кие слова: «Что ето за печаль, у меня попадья больна — и тому я не печалюсь». Затем Иван Шабунин, «вышед на улицу, кричал против окон дома комиссара ,,Виват!"» (возглас на латинском языке, выражающий бурную ра дость). По доносу комиссара Егора Тимофеева по па арестовали и выслали в Архангельск, от туда под конвоем его вернули в Колу, чтобы допросить при свидетелях. Однако коляне, не желая быть замешанными в эту историю, за являли, что худых слов от попа не слышали, а только «видали его пьяного». Возможно, Кольскому священнику удалось бы выкрутить ся, но архангельский епископ на требование губернатора дал Шабунину довольно нелест ную характеристику: он несколько раз нака зывался духовным начальством; еще ео вре мя обучения в семинарии его «исправляли трудами за делаемые отцу своему обиды и непочтения». Дело о непристойной выходке священника Шабунина передали в сомую высшую инстан цию — Тайную экспедицию. Попа «по секре ту» доставили в Петербург. Здесь им занял ся генерал-прокурор князь А. А. Вяземский. Он признал поступок Шабунина заслуживаю щим тяжелого наказания, но, учитывая, что виновный уже «более шести месяцев содер жится под неисходным караулом», рекомен довал ограничиться сообщением архангель скому епископу о «невоздержанной его жиз ни» для «исправления его в духе кротости». После долгих мытарств Шабунин вернулся из Архангельска в Колу на прежнюю службу. Судя по аттестации местных властей, отец Иван утвердился в благонравии, «со усерди ем» отвращал ссыльных иконоборцев от их ереси, наставлял заблудшихся на «путь исти ны». И, надо полагать, научился с почтением относиться к правительственным бумагам. © их названию ПЕЧКИ, ш«-пые из олен.ин кеч юпы... а на ногах зимою — из оленьих лап, а летом нерпичьи каньги... Головные уборы но сят женщины, по их названию СОРОКИ, ши тые из кумача и каразей и из белого тонко го холста» и украшенные цветной вышивкой, бисером и оловянными пуговицами. Зимой в Лапландии ездят на оленях, запря женных в КЕРЕЖИ. Это — «санки из тонких досок, наподобие лодочки, с острым вздерну тым носом, обрезанною кормою и низким широким килем, служащим вместо полоза... Олень тащит кережку за ремень, пропущен ный от хомута между его ног... Обоз из не скольких кережек называется РАЙДА». Каж дый олень везет одного седока или кладь до пяти пудов весом. «Для почетных проезжаю щих накладывают на кережку верх, чрез что образуется экипаж, называемый БОЛОК — род нашей кибитки». Лесничий К. А. Соловцов, более трех лет проживший в Коле, отмечал особенности ме стного «наречия». Коляне говорили вместо слов «сапоги — БАХИЛЫ, кафтан — БОСТРЮК, беда — ВТОРА, открытое море — ГОЛО- МЕНЬ, куча камней — ГУРЬЯ, мышь — ГНУС, рукавицы — ДЕЛЬНИЦЫ, хорошо — ДОРОД НО, запачкать — ЗАХАЛЯВИТЬ, лесная доро га — ТАЙБОЛА, салазки — ЧУНКИ, скала — ПАХТА, Еодоросли — ТУРА, пролив — САЛ- МА, сенокосный тереб — ПОЖНЯ и так да лее». Одежду, с которой шли на зверобойные промыслы, называли в Поморье ЛОПАТЬ, тю леня — КОЖА, а шкуру зверя — ХАРАВИНА. Даже ругательства у колян были особые: «Мошня тебе на уши!», «Што спишь-то, пагу ба ты экая, еретик поганый». Перечень специфических поморских слов еще можно продолжать: варака, корга, мга, тряско, чамра, хоз, крошни, кокот, ляп, кле- пик, путик, гарЕа, пакула, чивастева, кубас, пуз, торговая козица, долгари, юро (или юро- ео ), набируха... Значение некоторых слов не вполне ясно (например, упомянутые юнды), смысл других непонятен вовсе (вроде пуаши — какой-то предмет из одежды лопарей). И езном Севастьяновичем Меркурьевым со ставлен словарь «Живая речь кольских помо ров» (Мурманское книжное издательство, 1979). Хорошо бы иметь также словарь и ушедших из жизни слов, чтобы лучше знать наше прошлое, язык предков, нашу помор скую культуру. Иван УШАКОВ, нрас-Еед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz