Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
1 # » ^ ft'ѵЩ*? климко - з о д ч и й ИЗ ВАРЗУГИ ИЗ ИСТОРИИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПАМЯТНИКА ПОМОРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Та часть села, где находился Успенский приход, с 1619 года являлась вотчиной пат риаршего дома. Время от времени в ней Iпроводились переписи податного крестьян ского населения. Одна из таких переписей происходила 1678 году, то есть через четыре года после сооружения Успенской церкви. Составили переписную книгу стольник Афанасий Фонвизин и подьячий Федор Замятин. В ней содержится перечеьь жителей 48 крестьянских дворов. Климент — имя довольно редкое, что значительно облегчает поиски. Но среди крепостных патриаршей вотчины нашего Климента нет (упомянуты два «Климка>. но это мальчики 9 и 13 лет). Одни жители числятся владельцам:: двороз. другие — хподсоседниками», то есть их постояльца мн. Многие из н:іх ремесленники — плотники, кузнецы. Более ранняя перепись относится к 1646—1647 годам. Она прово д и л а с ь писцом Иваном Философовым и подьячим Козьмой Патра- кеевым. Среди 44 крестьянских дворов под номером третьим значтіт- I ся «двор Кирилки Федорова, а у него сын... Климко пяти лет». Запомним, Климент Кириллович Федоров. Других Климентов в Iпереписи не встречается. Если это тот, кого мы ищем, то в 1674 голу I ему исполнилось 32 или 33 года. Возраст воолн» подходящий для I строителя Успенской церкви. Теперь снова обратимся к переписи 1678 года. *Во дворе, — гозо- I рится в ней, — Внська Федоров сын строитель» с четырьмя сыновья ми, «у него ж подсоседник Родька Тимофеев сын строитель...». Это, I по-видимому, двор брата Кирилла Федорова. Еще одна семья Федоровых обосновалась в деревне Кузомехч: («Митька Федоров сын плотник» поселился вновь со 182-го годѵ выехав из Варзуги, то есть сразу после окончания строительства б ней Успенской церкви («Сборник грамот Коллегии экономии», том 2, |Л „ 1929, № 105, стр. 316—321). Обращает на себя внимание тот факт, что перепись различает (специальности «плотник» и «строитель». Плотник выполнял простую 1 работу. Строитель — более квалифицированный человек, способный возводить здания, это — архитектор, зодчий. Итак, Варзуга имела своих мастеров ■— строителей и п р о ф е с с и о н а л ь н ы х плотников, по-видимому, объединенных в артель, которую возглавлял Василий Федоров. В его дворе проживал и второй строи тель -— Родион Тимофеев, а рядом — «соседи» Рогозины и «Сысойко ] Фомин сын плотник». В их среде рос Климко Федоров, от них он .мог научиться строл I тельному мастерству и стать архитектором — творцом Успенской I церкви. Но это, строго говоря, предположение, а не доказательство. Ведь Імог быть другой Климент — мастер, приглашенный, например, из Архангельска или Кеми. Однако это маловероятно. Варзужаналі. имевшим своих специалистов, не было необходимости искать строи- [телей где-то вдали, на стороне. Но куда ж е исчез Климент Федоров? В переписи 1678 года упомл- Інут Ивашка Климентьев, живущий во дворе вдовы Анны Михеевой, Iбывшей «федоровской жены», по-видимому, его сын, но самого Кли- 1мента нет. Некоторую ясность в этот вопрос вносит донос соловецкого мона- Іха Ипполита. Весной 1723 года, сообщалось в нем, находясь «в Вар- Ізужской волости, на монастырском Соловецком дворе... Успенской [церкви поп Климент Кирилов, ...ейдячм у него, монаха Ипполита, з [келье за обедом и пьючи вино, ...говорил про его императорское ве л и ч е с т в о непристойные слова...» (Архив Ленинградского отделения [Института истории СССР Академии наук СССР, ф ° н Д 10, опись 1, де- |л о 85, лист 2 об.). Перед нами, несомненно, Климент Кириллович Федоров. «Кирилов» •— это отчество (которое в те времена часто служило [и фамилией). Окончание «-ич» в отчествах тогда разрешалось писать I только знатным особам. И Климент, и Кирилл, судя по материалам [переписей, имена малораспространенные, и совмещение их в одном [лице почти полностью исключает наличие в Успенском приходе се- |л а Варзуги другого человека, носившего такое ж е имя и отчество, [хотя со времени постройки церкви прошло почти полвека. Вероятно, Климент стал священником сразу после окончания (строительства Успенской церкви, до переписи 1678 года. В допетровской Руси еще не существовало школ для подготовки (служителей церкви, и требования к попам и дьячкам не были стро- Iги. Прихожане выбирали их из своей среды. Как священник, Климент принадлежал к неподатному сословию I— духовенству. Поэтому в переписной книге 1678 года среди крепост н ы х тяглых крестьян он уже и не числился. Какие слова про Петра I говорил Климент, доносчик написать не Іреіцился, а обещал сказать их устно «где надлежит, со всяким дока- |эат{*льством ». Царь-реформатор в то время не нравился многим духовным З а щ и т н и к и старины часто осуждали Петра за его новшества. Так, в 11718 году игумен Кольско-Печенгокого монастыря Исмаил говорил, [что он не только проклял бы царя, но «бив кнутом, да и голову бы I отсек». Как отзывался о Петре I престарелый священник Климент, мы не I знаем. Но уже одно то, что он в присутствии четырех лиц ^говорил I про его императорское величество непристойные слова», харак тери з у е т его как человека, который не раболепствовал перед высшей вла- Істью. Он не был склонен беспрекословно и слепо повиноваться рас п о р яж е н и ям начальства. Такой человек мог в 1674 году вопреки з а п р ещ е н ию патриарха построить церковь шатровую и одноглавую. Не случайно и внесение его имени в синодик Успенской церкви, которую он построил и в которой долгое* время прослужил священ- Iником. Зн ая полное и>мя, звание и место служ бы Климента, можізд разы с к а т ь в архивах и другие сведения о нем. В Преображенском при- [казе, архив которого сохранился, должно быть «розыскное дело- IКлимента. В фонде Архангельской консистории, несомненна, имеют- |с я различные материалы о его церковной деятельности. Уже сейчас можно считать установленным, что строили Успен с к у ю церковь не какие-то мифические «московские зодчие», а наши ['местные мастера во главе с крепостным крестьянином из села Вяр- [зуги, впоследствии ставшем по воле прихожан священниколг этой [церкви. Имя его — Климент Кириллович Федоров. уСП ЕН СКАЯ церковь является жемчужиной северорусекого де ревянного зодчества. Она, как памятник архитектуры , служит Iнаглядным свидетельством талантливости наших предков, и х высо- Iкой художественной и строительной культуры. Вместе с тем, она — памятник прошлой, навсегда ушедшей жизни. Знакомство с замечательным памятником поморского зодчества Івоспитывает эстетические вкусы, способствует познанию прошлого Iсвоего народа, формирует патриотические чувства советских людей. Памятники истории к культуры — наше национальное богатство |и относиться к ним надо по-ленински. <Всю старину, — говорил Владимир Ильич Ленин, — мы должны Iтщательно охранять не только как памятники искусства, — это самю I собой, — но и как памятники оыта и жизни древних времен. Сюда должны приходить экскурсии, здесь должны быть развернуты музеи, Iздесь должны даваться подрооные исторические объяснения посети тел ям ...» (из беседы с В. Д. Бонч-Бруевичем). В связи с развитием туризма и повышением культурного уровгтл I советских людей с каждым годом растет интерес к памятникам исго- I рии и культуры русского Севера, в том числе и к Успенской церквтт. IРешено капитально отремонтировать ее. Уже ведутся проектные ты - Iботы, которые возглавляет В. М. Анисимов — руководитель отдела. 1Владимирской специальной экспериментальной научно—реставради- Iон'ной мастерской. Будем надеяться, что к 300-летию своего существования Успенская Iцерковь будет обновлена, вооотановлена и открыта для посетитеіей И. УШАКОВ’ Член президиум* сонета Мурманского областного отделения Всероссийского общества ох раяы ітфмятн ик а в -истории-и-куль- туры, доцент лединститута. О го « ч в « л е. Начало ем. ш за 29-ч 3Q сь в гуеы т- s 2 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz