Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
климко - з о д ч и й ИЗ ВАРЗУГИ ИЗ ИСТОРИИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПАМЯТНИКА ПОМОРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Другое дело местные йастера. Живя вдали от духовного начальства (центр епархии до 1682 года находился в Новгоро де), они могли даже и не знать о распоря жениях патриаршей власти. Но, скорее все го, это было сознательное непослушание, совершенное под влиянием соловецких монахов, которые отвергли церковную ре форму Никона и поднялись на вооружен ную борьбу с правительственными войсками (1668--1676 гг.). Соловецкий монастырь имел в Варзуге свое подворье и различ ные хозяйственные угодья. Незадолго до постройки Успенской церк ви «варзужскую службу» от Соловецкого монастыря возглавлял и з вестный ревнитель древнего благочестия и враг новшеств, вводимых Никоном, Герасим Фирсов. Успенская церковь строилась в разгар «соловецкого осадного сиде ния». Окрестное поморское население сочувствовало соловецким бун товщикам. В такой обстановке строители варзужской церкви, если даже и знали о запрете патриархом шатровой формы, могли че по считаться с ним. Д ЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ вопроса о строителях церкви очень важно знать, кто был у них заказчиком, по чьей воле сооружался храм. В епархиальных документах (клироЕЫХ ведомостях и описях Ус пенского прихода) варзужская церковь, как и многие другие церкви Поморья, значится «построенной иждивением прихожан», то есть на средства самих крестьян. Варзуга как русское селение возникла в середине XV века — на сто лет раньше Колы. В масштабах Севера она считалась большим, многолюдным селом (по описи 1563 года в Варзуге было 124 кресть янских двора, в которых проживало 167 семей). Жители промышляли сёмгу, били морского зверя, добывали жемчуг. Варзужские богачи вели торговлю на Двине и в Москве.. Первопоселенцы Варзуги были потомками выходцев из Новгоро да Великого, которые принесли на Север многие культурные дости жения новгородцев, в том числе и умение строить деревянные зд а ния. Поморы почти сплошь хорошо владели топором. Они сами стави ли себе избы, амбары, сараи, бани, сложные сооружения ка реках для лова семги («заборы»), изготовляли мореходные и промысловые суда. Крыльца, наличники окон, причелины своих домов, а такж е бы товые вещи (прялки, деревянную посуду и прочее) они любили у к рашать художественной резьбой. Жилищ а и дворовые постройки у зажиточных поморов рубились просторные, высокие. Крылись они не соломой (хлеба ваотужане не сеяли), а тесом. В окна вставлялась прозрачная слюда, Я"не пленка бычьего пузыря, как в центре России. Дома строились по-новгородски, в два этажа. Нижний нежилой этаж (подклет) использовался для хозяйственных надобностей (как кладовая или мастерскаф. В верхнем этаже размещались кухня и жилые комнаты. Примером крестьянского домостроения может служить двор за житочного варзужанина Козьмы Ивановича Юкшеева, отданный вкладом Соловецкому монастырю (1581 год): «...Во дворе хором: и,ада на змосте с комнатою, да клеть на подклете, да сени, да сенник на двух хлевах, да мыльня, да по другую сторону ворот горенка на под клете, да сени, да клеть на подклете, да на улице против двора анбар, да на Яме, где лодьи пристава ют, анбар, да огородец за двором ка пустник . В те зремена на Севере инициатива в строительстве храмов обычно исходила не от какого-либо начальства, а от самих верую щих. Деньги на это по решению крестьянского схода брались из об щественных доходов от сдачи промысловых угодий в аренду и от продажи коллективных улозов сёмги. Прихожане сами подыскивали в свою церковь попа и дьячка. На содержание их крестьяне выделя ли 4 лука общинных угодий, государственные подати за которые уп лачивали всем <-миром». Кроме того, на нужды церкви отчислялась выручка от продажи рыбы, пойманной в «заборах» в некоторые праздничные дни. Рубить церковь доверяли далеко не всякому плотнику, а только людям негрешного поведения, «однобрачным, а не двоежёнцам- . Первая церковь в Варзуге была поставлена в 1491 году. В XVI эе- *е в селе появились еще две церкви. Как показывает опись 1563 года, в правобережной части села стоя ла церковь Успения пречистой богородицы — предшественница ны нешней церкви, которая тоже была шатровой и одноглавой. «Успе ние» означает кончину, смерть, в данном случае *— божьей матери, «непорочной девы» Марии. Оно отмечалось 15 августа (по старому стилю). Богородица была очень популярна у верующих как заступница гэа людей перед богом. Считали, что она, как мать, сострадала их го рестям и несчастьям, просила у сына своего Иисуса Христа милосер дия и прощения для кающихся грешников. По молитвам людей бо городица будто бы даровала душевный покой, исцеление от недугов и скорбей. Большое значение придавалось красоте церкви, ев внешнему и внутреннему оформлению. Церковь являлась не только местом богослужений и других рели гиозных отправлений. Она, как высотная постройка, доминировала над селением, собирала его воедино, создавала впечатление целост ности и завершенности. Церковь придавала селению более гордели вый вид, известную величавость. Она как бы одухотворяла селение. Без нее облик селения сразу тускнел. В восприятии верующих селе ние, лишившееся «храма божьего», выглядело «сиротливо». Если церковь сгорала или становилась очень ветхой, крестьяне стремились возвести новую, которая была бы не хуж е прежней. В соответствии со овоими финансовыми возможностями и эстетически ми вкусами сход прихожан определял общий вид к размеры будущей церкви, примерную стоимость ее строительства и выделял необходи мые на то средства. Возводить здание церкви нанимали специалиста, способного ре ш ать сложные конструктивные задачи. По договору с крестьянами мастер, взявшийся за постройку хра ма, имел в рамках данного ему задания свободу творческой деятель ности — мог рубить здание так, каік ему подсказывало чувство со размерности и красоты. К кому могли обратиться варзужане, решившие построить у себя •новую церковь? Конечно, к мастерам, хорошо известным в их мест ности, а не к московским зодчим, строившим царский дворец в селе Коломенском. Не могли они просить о присылке строителей и патри арха, поскольку в это время в России было та к называемое г-меж- патриаршество» — после смерти Иоасафа патриарший престол ещ е оставался вакантным. £ ТРОИТЬ Успенскую церковь взялся человек по имени К ли мент. Открытие это сделал в начале XX века краевед Aw. Ш>- іюв. Просматривая в древлехранилище Архангельского епархиаль ного церковно-археологического комитета старинные рукописные к і гиги, он обнаружил синодик Успенского прихода (перечень имен умерших для поминания во время богослужения), в котором на 4-й странице и значилось имя строителя церкви. Никаких других сведений в этом источнике нет. Указывать отче ство и фамилию в синодике не треоовалось. ведь бог всеведущ, него достаточно упоминания лишь одного имени. В 1914 году Ан. Попов издал в городе Архангельске небольшую книжицу под заглавием «Церковь Успения Божьей матери в с. Вар- 3Уге„ Александровского уезда Архангельской епархии (Археологиче ский очерк)», где и сооощил, что в обнаруженном им синодике ^стро ителем ея назван некто Климент». Работа Ан. Попова осталась вне поля зрения исследователей рус ского зодчества. Не попала она и в библиографические указатели. Лишь в январе 1963 года автору этих строк посчастливилось найти ее в Архангельском областном государственном архиве. Итак, строитель Климент, л не московские зодчие Семен Пет ров и Иван Михайлов. Но, может быть. Климент *— московский архитектор? Это мало вероятно. Чтобы внести его имя в синодик, варзужане должны были иметь сведения о его смерти. Если он не умер сразу после окончания строительства церкви, до оп>езда в Москву, то в условиях того вре мени (при отсутствии гражданской почты и слабом развитии тран спорта) нелегко было знать о судьбе человека, проживавшего в цент- Всего скорее. Климент был местным жителем, поморчни- Если это так, то поиски Климента надо начинать с самой Варзуги — наиболее крупного селения Терского берега, крестьяне которой по стоянно занималась плотничеством. И. УШАКОВ. Член президиума совета Мурманского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и куль туры. доцент пединститута. Окончание следует. Начато гм , е «вол-яркой- правде» зп 2Э августа с. г. in полягияя правая з стР. «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz