Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

климко - з о д ч и й ИЗ ВАРЗУГИ ИЗ ИСТОРИИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПАМЯТНИКА ПОМОРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Другое дело местные йастера. Живя вдали от духовного начальства (центр епархии до 1682 года находился в Новгоро­ де), они могли даже и не знать о распоря­ жениях патриаршей власти. Но, скорее все­ го, это было сознательное непослушание, совершенное под влиянием соловецких монахов, которые отвергли церковную ре­ форму Никона и поднялись на вооружен­ ную борьбу с правительственными войсками (1668--1676 гг.). Соловецкий монастырь имел в Варзуге свое подворье и различ­ ные хозяйственные угодья. Незадолго до постройки Успенской церк­ ви «варзужскую службу» от Соловецкого монастыря возглавлял и з­ вестный ревнитель древнего благочестия и враг новшеств, вводимых Никоном, Герасим Фирсов. Успенская церковь строилась в разгар «соловецкого осадного сиде­ ния». Окрестное поморское население сочувствовало соловецким бун­ товщикам. В такой обстановке строители варзужской церкви, если даже и знали о запрете патриархом шатровой формы, могли че по­ считаться с ним. Д ЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ вопроса о строителях церкви очень важно знать, кто был у них заказчиком, по чьей воле сооружался храм. В епархиальных документах (клироЕЫХ ведомостях и описях Ус­ пенского прихода) варзужская церковь, как и многие другие церкви Поморья, значится «построенной иждивением прихожан», то есть на средства самих крестьян. Варзуга как русское селение возникла в середине XV века — на сто лет раньше Колы. В масштабах Севера она считалась большим, многолюдным селом (по описи 1563 года в Варзуге было 124 кресть­ янских двора, в которых проживало 167 семей). Жители промышляли сёмгу, били морского зверя, добывали жемчуг. Варзужские богачи вели торговлю на Двине и в Москве.. Первопоселенцы Варзуги были потомками выходцев из Новгоро­ да Великого, которые принесли на Север многие культурные дости­ жения новгородцев, в том числе и умение строить деревянные зд а­ ния. Поморы почти сплошь хорошо владели топором. Они сами стави ­ ли себе избы, амбары, сараи, бани, сложные сооружения ка реках для лова семги («заборы»), изготовляли мореходные и промысловые суда. Крыльца, наличники окон, причелины своих домов, а такж е бы ­ товые вещи (прялки, деревянную посуду и прочее) они любили у к ­ рашать художественной резьбой. Жилищ а и дворовые постройки у зажиточных поморов рубились просторные, высокие. Крылись они не соломой (хлеба ваотужане не сеяли), а тесом. В окна вставлялась прозрачная слюда, Я"не пленка бычьего пузыря, как в центре России. Дома строились по-новгородски, в два этажа. Нижний нежилой этаж (подклет) использовался для хозяйственных надобностей (как кладовая или мастерскаф. В верхнем этаже размещались кухня и жилые комнаты. Примером крестьянского домостроения может служить двор за ­ житочного варзужанина Козьмы Ивановича Юкшеева, отданный вкладом Соловецкому монастырю (1581 год): «...Во дворе хором: и,ада на змосте с комнатою, да клеть на подклете, да сени, да сенник на двух хлевах, да мыльня, да по другую сторону ворот горенка на под­ клете, да сени, да клеть на подклете, да на улице против двора анбар, да на Яме, где лодьи пристава ют, анбар, да огородец за двором ка­ пустник . В те зремена на Севере инициатива в строительстве храмов обычно исходила не от какого-либо начальства, а от самих верую­ щих. Деньги на это по решению крестьянского схода брались из об­ щественных доходов от сдачи промысловых угодий в аренду и от продажи коллективных улозов сёмги. Прихожане сами подыскивали в свою церковь попа и дьячка. На содержание их крестьяне выделя­ ли 4 лука общинных угодий, государственные подати за которые уп­ лачивали всем <-миром». Кроме того, на нужды церкви отчислялась выручка от продажи рыбы, пойманной в «заборах» в некоторые праздничные дни. Рубить церковь доверяли далеко не всякому плотнику, а только людям негрешного поведения, «однобрачным, а не двоежёнцам- . Первая церковь в Варзуге была поставлена в 1491 году. В XVI эе- *е в селе появились еще две церкви. Как показывает опись 1563 года, в правобережной части села стоя­ ла церковь Успения пречистой богородицы — предшественница ны ­ нешней церкви, которая тоже была шатровой и одноглавой. «Успе­ ние» означает кончину, смерть, в данном случае *— божьей матери, «непорочной девы» Марии. Оно отмечалось 15 августа (по старому стилю). Богородица была очень популярна у верующих как заступница гэа людей перед богом. Считали, что она, как мать, сострадала их го­ рестям и несчастьям, просила у сына своего Иисуса Христа милосер­ дия и прощения для кающихся грешников. По молитвам людей бо­ городица будто бы даровала душевный покой, исцеление от недугов и скорбей. Большое значение придавалось красоте церкви, ев внешнему и внутреннему оформлению. Церковь являлась не только местом богослужений и других рели­ гиозных отправлений. Она, как высотная постройка, доминировала над селением, собирала его воедино, создавала впечатление целост­ ности и завершенности. Церковь придавала селению более гордели­ вый вид, известную величавость. Она как бы одухотворяла селение. Без нее облик селения сразу тускнел. В восприятии верующих селе­ ние, лишившееся «храма божьего», выглядело «сиротливо». Если церковь сгорала или становилась очень ветхой, крестьяне стремились возвести новую, которая была бы не хуж е прежней. В соответствии со овоими финансовыми возможностями и эстетически­ ми вкусами сход прихожан определял общий вид к размеры будущей церкви, примерную стоимость ее строительства и выделял необходи­ мые на то средства. Возводить здание церкви нанимали специалиста, способного ре­ ш ать сложные конструктивные задачи. По договору с крестьянами мастер, взявшийся за постройку хра­ ма, имел в рамках данного ему задания свободу творческой деятель­ ности — мог рубить здание так, каік ему подсказывало чувство со­ размерности и красоты. К кому могли обратиться варзужане, решившие построить у себя •новую церковь? Конечно, к мастерам, хорошо известным в их мест­ ности, а не к московским зодчим, строившим царский дворец в селе Коломенском. Не могли они просить о присылке строителей и патри­ арха, поскольку в это время в России было та к называемое г-меж- патриаршество» — после смерти Иоасафа патриарший престол ещ е оставался вакантным. £ ТРОИТЬ Успенскую церковь взялся человек по имени К ли ­ мент. Открытие это сделал в начале XX века краевед Aw. Ш>- іюв. Просматривая в древлехранилище Архангельского епархиаль­ ного церковно-археологического комитета старинные рукописные к і гиги, он обнаружил синодик Успенского прихода (перечень имен умерших для поминания во время богослужения), в котором на 4-й странице и значилось имя строителя церкви. Никаких других сведений в этом источнике нет. Указывать отче­ ство и фамилию в синодике не треоовалось. ведь бог всеведущ, него достаточно упоминания лишь одного имени. В 1914 году Ан. Попов издал в городе Архангельске небольшую книжицу под заглавием «Церковь Успения Божьей матери в с. Вар- 3Уге„ Александровского уезда Архангельской епархии (Археологиче­ ский очерк)», где и сооощил, что в обнаруженном им синодике ^стро­ ителем ея назван некто Климент». Работа Ан. Попова осталась вне поля зрения исследователей рус­ ского зодчества. Не попала она и в библиографические указатели. Лишь в январе 1963 года автору этих строк посчастливилось найти ее в Архангельском областном государственном архиве. Итак, строитель Климент, л не московские зодчие Семен Пет­ ров и Иван Михайлов. Но, может быть. Климент *— московский архитектор? Это мало­ вероятно. Чтобы внести его имя в синодик, варзужане должны были иметь сведения о его смерти. Если он не умер сразу после окончания строительства церкви, до оп>езда в Москву, то в условиях того вре­ мени (при отсутствии гражданской почты и слабом развитии тран­ спорта) нелегко было знать о судьбе человека, проживавшего в цент- Всего скорее. Климент был местным жителем, поморчни- Если это так, то поиски Климента надо начинать с самой Варзуги — наиболее крупного селения Терского берега, крестьяне которой по­ стоянно занималась плотничеством. И. УШАКОВ. Член президиума совета Мурманского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и куль­ туры. доцент пединститута. Окончание следует. Начато гм , е «вол-яркой- правде» зп 2Э августа с. г. in полягияя правая з стР. «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz