Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
УЗНИЦА КОЛЬСКОГО ОСТРОГА Страницы истории Кому не известна *аг*тича В. И. Сурикова «Б ояры ня Мо розова*? Непокорную женщ и ну, закованную в кандалы , ве з ут по людным улицам Моск вы на саня> в ссыпку. Время этого события — 1673 год. В чем ее вина? Она отказа лась признать реформу па тр и арха Никона, по которой пове дено <5ыло креститься «тремя перстами*, а не двумя, вводи ли сь н некоторые др уги е из- мененмя в богослужении. Против нововведений Никл- на вы ступи ли часть русского духовенства, многие стрельцы, отдельные представители фео» дальной знати... Так среди ве рующи х произошел раскол. Пламенным защити и к о н * «древнего благочестия* стал протопоп Аввакум. Никакие репрессии — тюрьмы, ссылки, пы тки — не сломили его воли и не заставили примириться с церковной реформой Никона, Десятки об личительны х сочи нений написал Аввакум против «никониан*, пока его не сож г ли на костре в Пустозерском остроге 14 апреля 1682 года. Одной из его последователь ниц и умении и была Ф анати чески преданная «старой вере* боярыня ф . П. Морозова* Ее л иш и л и огромного богатства, высокого положения в обще стве, подвергали разным муне ниям, наконец, заточили в страш ную земляную тюрьм у в Боровском монастыре, где она и погибла в 1675 году. Она все перенесла и не отреклась от своих убеждений. Эта изумительная сила че ловеческого духа и побудила Сурикова создать всемирно из вестное полотно «Б ояры ня Мо розова*, Близкой сторонницей бояры ни Морозовой была Мавра Гри горьева, землячка Аввакума (происходила из крестьян Ни* же городского уезда), вышед шая замуж за московского стрельца Мартына Васильева, вместе с которым в 1675 году она была сослана за привер женность старообрядчеству «на вечное житье* в Кольский ост рог. Восемь лет семья прожила сравнительно спокойно. Мавра выдала замуж свою дочь Фео- досицу, названную так в честь боярыни Морозовой. Но 20 де кабря f683 года стрелецкие пя ти де сятн и ки И гн аш к а У глов а тый и Петр уш ка Попов подали воеводе «извет* на Мавру, что ома в церковь б ож ию не ходит и отца духовного ие имеет. «Стрелецкая ж о н к а * была сразу же схвачена и приведе на в съ езж ую избу (воевод с к ую канцелярию), где в при сутствии игумена К анд ал акш ского монастыря, местных свя щ енников и воеводы ее под вергли и спы тан ию в вере. Мав ра резко осудила нововведен ния Никона. Тогда ее заковали в цепь и посадили «за реш ет ку». Червя тр и недели Растру вы звали на новый допрос, кото рый проводился уже без уч а стия духовенства, одними свет скими властями с применени ем изуверских пыток. С вывер нутыми назад рукам и ее тр иж ды поднимали на дыбу, при этом «заплечный мастер» (па лач) хлы стал по голому телу ременным кнутом (было дан© 25 ударов}. С пи на ее преврати лась в кровавое месиво, то Маэра держалась мужественно и нисколько не раскаялась в своих убеждениях. Свой отказ от при н яти я церковных изме нений Мавра мотивировала тем, что «ее отец духовный... протопоп Аввакум* запретил ей ходить в церковь, в это ♦сонмище* о тступн и к о в от ве ры. и, поучая «м ногаж ды », на зывал Никона антихристом. С Аввакумом Мавра была знакома с 40-х годов XVII ве ка, когда он, будучи священ ником в ее селе, неоднократно беседовал с нею. Позднее по стоянно встречалась с ним о Москве, по возвращении про топопа из сибирской ссылки: «Исповедовалась де у него на д у х у и с мужем своим Мар- тынком... в доме у боярыни у Феодосии Прокофьевны Мо розовой, а не в церкви, А она де в то т дом вхожа была по знакомству исстарь. И закли нал де он. Аввакум, ей и иныа? детям духовным своим, хто у него был на ду х у , чтобы они по новоисправленным книгам пения не с луш а ли и в церковь ходить, и трема персты на себе знамения крестного пола гать и во всем священником покаратися не велел же, хотя де ста н у т и м учить вас до смерти. И за то де вам б у ду т В€*НЦЫ*. После отправки Аввакума в ггустозерскую ссы лку (1667 год) Мавра вместе с другими старообрядцами продолжала посещать дом боярыни Моро* зовой, исповедывалась у по следователя Аввакума священ ника Полиевкта, который «та - кожде заказывал* не при н и мать церковных новшеств. В следственном деле Мавры Григорьевой, хранящемся ны не в Центральном государст венном архиве древних актов в Москве (фонд 159, опись 1, W? 2226), приводятся последние слова ее на допросе: «И она де. Маврутка, по их отцов ду х о в ных веленью, преисполнена ре шимости держаться старины, теперешней церкви божией не повинуется. хотя де ныне и смертью казнят, она де к тому готова!». Во вторник. 29 января І6В4 года, Мавра Григорьева «за ее богохульные слова» была «каз нена смертью* — сожжена в срубе на городской площади Кольского острога. М уж Мавры, Мартын Василь ев, вскоре после ее ареста тайно бежал из Колы с другим ссыльным московским стрель цом, с которым он ж и л в од ном дворе, — Прочькою Лев у- ношмиковым. Д альнейш их све дений об их судьбе в л е т » о сожжении раскольницы Мав ры Григорьевой не содержи т ся. Дочь же Мзрпы Феодосья вместе с мужем Осипом Л и си ным на расспросе у воеводы заявили о полном признании ими реформы Никона и после подтверждения их слов таест- ным священником оставлены без наказания. Казнь Мавры в Кольское* остроге — - всего лиш ь одна ид многочисленных жестоких рас прав, совершенных в то время на почве религиозной нетерпи мостей К.. УШАКОВ. Доцент М урм анского педин ститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz