Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
климко 3 о д ч и ИЗ ВАРЗУГ из ИСТОРИИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПАМЯТНИКА ПОМОРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Д О НАШИХ дней в поморском селе Вар- зуге сохранилась замечательная по стройка — церковь Успения божьей ма тери. Время ее сооружения определяется над писью на кресте, укрепленном на южной стороне храма: «..Водружен бысть кресі сии... в лето 7182, .месяца августа в 4 день...» («о современному календарю — 14 августа 1674 года). Таким образом, зданию без малого 300 лет! Это самая старая в на шем крае деревянная постройка. Но не только своей древностью известна Успенская церковь. Она — удивительное архитектурное творение, памятник искусства, имеющий огромную художественную ценность. Высота церкви -— 34 метра. Основной объем — центральное поме щение с боковыми прирубами — достигает 13 метров высоты. Церковь прочна, хотя построена простейшими инструментами — топором и долотом, без применения гвоздей и скоб. Издали она кажется поразительно стройной, торжественной, гар монично слитой с окружающей природой. С близкого расстояния она выглядит грандиозной, монументальной. _ В результате многочисленных переделок первоначальный облик храма сильно изменился. В 1847—1848 годах по распоряжению духов ных властей, стремившихся придать церкви сходство с каменным зданием, были спилены угловые концы бревен, стены обиты досками и выкрашены масляной краской. Церковь совершенно потеряла пре лесть деревянной постройки. Под невзрачной, унылой обшивкой- *вагонкой» скрылись бегущие ввысь ряды бревен. Здание лишилось своей прежней пластичности, живописности, правдивости. Прекрас н ая «висячая» (опиравшаяся на выпущенные из сруба балки-консо ли) галерея, до земли прикрытая досками, превратилась в глухую, безликую, коробчатую пристройку. Исчезли многие элементы резной кровли, фигурные столбики и подзоры крылец. В 1867 году изменили внутренний облик церкви: стены и потолки сделали плоскими и выбелили мелом, выломали сидения (лавки) и устроили хоры — балкон для певчих, прорубили две новые двери, расширили окна й дверные проемы, вместо слюдяных окончин вста вили рамы со стеклами, подвесили на крюке пятипудовое медное п а никадило, украсили иконостас фабричными штампованными изде лиями. Народный художественный стиль во внутреннем убранстве церкви уступил место мещанской безвкусице, показному благолепию. А еще через 27 лет придали другой вид шатру, шейке и главке с крестом. Фигурный («городковый») лемех (пластинчатую кровлю) за менили более простым, «треугольным*. Вместо вертикальной об шивки шатра, создававшей впечатление устремленности ввысь, сде лали горизонтальную обшивку. Несмотря на все это, Успенская церковь, сохранив свой первона чальный костяк, не утратила главного достоинства — художествен ной цельности, стройности, простоты и монументальности. По призна нию специалистов, она может считаться лучшей из одноглавых шат ровых церквей русского Севера. «Среди всех замечательных соору жений северного зодчества, — писал И. В. Евдокимов в монографии «Север в истории русского искусства» (1920 г.), — ...Успенская церковь в Варзуге является в буквальном смысле потрясающей, до того пре красен ее дивно-огромный и какой-то певучий облик;;. Описания, снимки и чертежи Успенской церкви вошли в такие фундаментальные труды, как «История русской архитектуры» (М., І956 г., стр. 188—189), «Искусстео стран и народов мира» (М., 1971 г., т, 3) и другие. Особую прелесть Успенской церкви придают крыши прирубов, сделанные в виде заостренных кверху полукружий — так называе мых «бочек», которые живо напоминают кровлю русских теремов, В один ряд с третьим ярусом бочек помещены четыре башенки, ко торые вместе с верхними бочками образуют нечто вроде ожерелья или венка на восьмерике — центральном срубе здания. Красота постройки в свое время достигалась не только изяществом и пропорциональностью форм, но и богатым декоративным убранст вом, наличием большого числа резных деталей: крылечных столби ков, оконных наличников, бочечных причелин и коньков, узорных концов пластинчатой кровли, кружевным обрамлением верхней и нижней частей ш атра и т. д. В Мурманском краеведческом музее имеется превосходный макет церкви работы Н. П. Быстрякова (в 1/50 настоящей величины), даю щий ясное представление, каким вышло это здание из рук ею созда телей. Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей. В ее конструкции все технически целесообразно. Строители позаботились о том, чтобы здание не плесневело и не гни ло. Нижние венцы сруба сложены из особо смолистых сосновых бре вен. Пазы делались снизу. Между бревнами клалась двойная про слойка из бересты. Покатые кровли и водоотбросы обеспечивали бы строе просыхание здания после дождя. Неудивительно, что церковь простояла почти три века, причем по следние десятилетия не проводилось даже профилактического ре монта. V СТРОИТЕЛЯ этой церкви несомненно, были безуиреч- * ный вкус, тонкое художественное чутье, незаурядный талант и мастерство, позволившие ему создать творение классическое — непре взойденный образец одноглавой шатровой деревянной церкви, зда ние, сочетавшее в себе изящество, практическую целесообразность, большую выразительность и долговечность. С необыкновенной лег костью, стремительно взметнулось оно ввысь, стройное, чистое, какое- то одухотворенное, немного напоминающее свечу в светильнике. Естественно возникает вопрос: кто ж е был строителем церкви? Документы XVII века не донесли до нас имя мастера. Во всяком случае, искусствоведам оно осталось неизвестным. Поскольку для создания такого шедевра, как Успенская церковь, ыужгіа высокая строительная культура, в современной литературе сложилось представление, что сооружали варзужскую церковь мос ковски е архитекторы. Известный исследователь русского деревянного зодчества А. В. Огюловников в 1955 году высказал предположение, что это были те же мастера, которые за 4 года до постройки Успенской церкви завер шили строительство деревянного царского дворца в селе Коломен ском под Москвой. Взяв за образец храм Вознесения в селе Коло менском, они воздвигли Успенскую церковь как «памятник, прослав ляющий Москву, символизирующий ее неограниченную власть». При этом «зодчие не копировали формы храма Вознесения», они только заимствовали «основную художественную идею этого произведения» («Архитектурное наследство», № о, стр. 41, 48, 52). Б. Н. Федоров, один из авторов книги «Архитектурные памятники русского Севера» (M.-JI., 1968), говорит уже о «явном заимствовании форм к строительных приемов московской архитектуры XVI века». «Когда смотришь на Успенскую церковь в Варзуге, — пишет он, — ...невольно возникают ассоциации с Коломенским храмом Вознесе ния, построенным в 1532 году... В Успенской церкви в Варзуге ясно прослеживаются традиции московского зодчества. Здесь, в частности, повторяются многие строительные приемы, используемые в деревян ном Коломенском дворце. Это дает возможность предполагать, что церковь в Вагроуте могла быггь построена московскими мастерами». Подобные утверждения далеки от истины. Сходство Успенской церкви с каменным храмом Вознесения в селе Коломенском самое общее — в шатровой форме и наличии галерей. Но и шатер и гале реи Успенской церкви не являются подражанием коломенским. По своему устройству они совершенно иные. К тому ж е шатровый верх не был принадлежностью только московского зодчества. Он был рас пространен по всему Северу и, если уже говорить о заимствовании, то легче было взять для подражания наиболее удачные образцы де ревянных шатровых церквей в самом Поморье (например, Вознесен скую церковь в селе Пияле близ Онеги). Они действительно могли послужить прототипом для Успенской церкви. Коломенский дворец строили зодчие Семен Петров и Иван Михай лов в 1667—1668 годах. Невообразимо, чтобы их послали строить цер ковь в далекое, почти безвестное село на Кольском полуострове Р а з ве для них не было другой, более важной работы в Москве и ее ок рестностях? Известно, что в Поморье имелось много своих ѵмельцев- строителеи, которые лучше, чем московские мастера, знали вкусы местных заказчиков. Но допустим все-такм, что по чьей-то прихоти в Варзугѵ были присланы московские зодчие. Спрашивается, как они могли постро ить одноглавую шатровую церковь? Ведь высшие духовные власти эти годы упорно насаждали пятиглавие. Оставалось в силе стро жайшее распоряжение патриарха Никона: «Церковь строить по пра вилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах, а не шатром». Если бы Успенскую церковь сооружали московские зод чие, они, конечно, не решились бы нарушить это предписание. И. УШАКОВ. Член президиума совета Мурманского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и куль туры, доцент пединститута. П ѵо П олжрнпр слр&уеі . понятая п т в а а з сТр. II
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz