Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Наш край X V 1 - X V 1 I I веках К О Л Ь С К И Е М О Н А С Т Ы Р И (Окончание. Начало в №№ 60, 62). Правительственные указы пред писывали местному начальству бдительно охранять интересы мо настыря. Царской грамотой от 18 февраля 1698 года приказано бы ло всех сторонних людей, ловив ших рыбу в Мотовском заливе и у полуострова Рыбачьего без платежа оброка, из тех мест «отослать и берег очистить.., а впредь кольским жителям и про чим на ту монастырскую землю станов, амбаров и елуев (козел для сушки рыбы), тако ж и и Коле на острову морских своих| судов ставить безоброчно не поз-; волять». j К началу XVIII века мона стырское хозяйство пришло в полный упадок. Оно давало чи стого дохода около 100—150 руб лей в год. Принимая во внима ние богатство и обширность про мысловых угодий монастыря, это очень небольшая сумма — стои мость 1 тысячи пудов ржаной муки. В отдельные годы доходы монастыря возрастали за счет вытопки сала обмелевших китов и достигали 500 и более рублей. Все эти деньги, выжатые из тру дового населения, поступали в бесконтрольное распоря ж е н и е праздной, морально разложив шейся монастырской «братии». Что это были за люди — мож но видеть из показаний священ-: ника Борисоглебской церкви Си меона, который на расспросе у архиепископа Холмогорского оха рактеризовал каждого кольского мояаха в отдельности: келарь (заведующий хозяйством) Тихом «хмельное питье пьет в пьянство и в нраве мало постоянен», мо нахи Алимпий и Сильверст пьют хмельное также «не в мале» и живут «своевольно», монах Илья имеет «житье совершенно пьян- ственное и монастырские избыт ки, где что можно, похищает во ровски». Архиепископ Холмог о р с к и й Афанасий, чтобы предотвратить окончательное разорение мона стыря, поставил во главе его но вых лиц. Но дело мало измени лось. По-прежнему, заключая сделки на продажу иностранцам семги, тресни и сала, мойахи включали в договор пункт о по ставке нм «н.а монастырский рас ход» нескольких десятиведерных бочек «горелки и вина рейнско го». Вскоре архиепископу при шлось отстранить от должности и нового главу монастыря Павла, о котором стало известно, что «приходят к нему в келью робята невозрастные и ночуют, и он с ними пьянствует». tj Худая слава о «житье» коль ских монахов подорвала всякий авторитет монастыря среди веру ющих. Это видно из того, что почти полностью прекратился приток вкладов «на помин души» и праздничных приношений от населения. . В 1701 году Петр I, по проше-1 пню архиепископа Афанасия, при казал передать Кольско-Печенг- ский монастырь в ведение Хол могорского архиерейского дома.! Для наведения порядка в Колу был послан представитель архие пископа с предписанием взять под контроль все доходные ста тьи монастыря, а «тех монахов, которые живут пьянственно, за зорно и монастырскому имущест ву чинят похищение, - смирять: бить плетьми нещадно». Монахам запрещено было отныне покупать вино, ходить мыться в бани к ми рянам; «всякие работы женские» велено было выполнять им са мим, а женщин «ни для какого дела в кельи не призывать и не пущать». В 1704 году правительство, остро нуждаясь в денежных средствах для ведения войны со шведами, распорядилось взять все угодья и промыслы Кольско- Печенгского монастыря в казну. Из хозяйственных заведений мо нахам была оставлена только од на мельница. На содержание мо настыря назначено было выда вать 196 рублей в год денежного жалованья. Монастырская вотчи на вместе с саамами, морскими судами, становищами и прочим стала отдаваться на откуп тому, «кто больше даст». Поморские промышленники и купцы напере бой стремились захватить в свои руки богатые монастырские уго дья. Обычно последняя цена, предложенная на публичных тор гах, намного превышала размер пособия, выдаваемого монасты рю. Государство, таким образом, получало явный выигрыш. Однако хищническое хозяйни чание откупщиков гибельно от разилось на вотчине: «прежнее монастырское строение все сгни ло, ловецкие снасти придержа ны (износились), крестьяне и трудники от скудости разбрелись, и все опустело...» Чтобы не лишаться прежних доходов, правительство уменьши ло пособие монахам до 70 руб лей. Для монастырской «братии» настали худые времена. В 1722 году она жаловалась: «А в Пе- ченгской пустыне денежной на личной казны и хлебных запасов никаких нет, питаемся по самой нужде, что с мельницы вымоло- тны.х денег соберется, а иное зай- муя у добрых людей. А платьиш ком и обувью обдержалися без останку...». Монахи роптали и осуждали Петра I за его новшества. Игу мен Исмаил осмелился даже ска зать, что он бы проклял царя за то, что «солдаты в посты и в среду и в пятницу мясо едят». Исмаила отправили в Москву и били кнутом. После смерти Петра I мона стырям были возвращены их вот чинные владения, но они не бы ли избавлены от несения госу- . дарственных повинностей. Дохо ды быліи далеко не теми, что прежде. Часть средств кольским монахам пришлось употребить на возобновление сгоревших и раз валившихся построек, приобре тение церковной утвари, риз и икон. Денег постоянно не хвата ло. Монахи, мечтая о вольготной, сытой и веселой жизни, размыш ляли над тем, как бы увеличить приток вкладов и приношений от населения. Многие монастыри имели такие средства привлече ния верующих, как «мощи свя тых угодников», «чудотворные иконы» и разные реликвии. Чз- вольио приходила мысль: а чем мы хуже других? Где-то были отысканы «книжи цы малые», в которых содержа лись сведения об основателе мо настыря Трифоне. Используя эти «писания краткие», собственные вымыслы ц трафаретные харак теристики «божьих угодников» из церковной литературы, слу жители Архиерейского дома, которому был причислен Кольско- Печенгский монастырь, состави ли «Житие преподобного Трифо- :ва» — повесть о благочестивой ;жизни печенгского старца — и объявили его святым. В честь Трифона была введена особая церковная служба. Монахи уха ли совершать на мошле Трифона моления и распространять слухи, будто бы при этом происходят чудеса. Духовенство стало уси ленно внушать населению мысль о покровительстве «святого» тем, кто дает вклады и приношения его обители: дух Трифона якобы незримо оберегает их в море, приносит успех на промысле, из бавляет от телесных недугов, облегчает душевные горести, по могает исполнению всех желаний, — только не надо скупиться на пожертвования монастырю! Так во второй четверти XVI11 века было положено начало куль ту Трифона. Покинутая монаха ми древняя обитель на реке Пе- ченге, где был похоронен Три фон, постепенно сделалась ме стом поклонения многочисленны^! паломников. Культ Трифона, однако, не ус пел поднять на ноли Кольско- Печенігский монастырь. Более то го, дух «святого» Трифона не спас монастырь от участи, угото ванной ему историей. В Д й Ц ю - ду, во время общей секуляриза ции (передачи государству) ду ховных вотчин, Кол_ьска:Печенг- ский монастырь, который «ника ких доходов от мирского подая ния не имел, а-содержался от до ма Архиерейского», был упразд нен, как и мнопие другие мелкие монастыри. На его месте было устроено кладбище. , Но культ Трифона не исчез. Его продолжали поддерживать попы. В 80-х годах . XIX века на реке Печенге в «память святого» был открыт новый монастырь. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского педин ститута, кандидат историче- ’ ских наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz