Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Наш край X V 1 - X V 1 I I веках К О Л Ь С К И Е М О Н А С Т Ы Р И (Окончание. Начало в №№ 60, 62). Правительственные указы пред­ писывали местному начальству бдительно охранять интересы мо­ настыря. Царской грамотой от 18 февраля 1698 года приказано бы­ ло всех сторонних людей, ловив­ ших рыбу в Мотовском заливе и у полуострова Рыбачьего без платежа оброка, из тех мест «отослать и берег очистить.., а впредь кольским жителям и про­ чим на ту монастырскую землю станов, амбаров и елуев (козел для сушки рыбы), тако ж и и Коле на острову морских своих| судов ставить безоброчно не поз-; волять». j К началу XVIII века мона­ стырское хозяйство пришло в полный упадок. Оно давало чи­ стого дохода около 100—150 руб­ лей в год. Принимая во внима­ ние богатство и обширность про­ мысловых угодий монастыря, это очень небольшая сумма — стои­ мость 1 тысячи пудов ржаной муки. В отдельные годы доходы монастыря возрастали за счет вытопки сала обмелевших китов и достигали 500 и более рублей. Все эти деньги, выжатые из тру­ дового населения, поступали в бесконтрольное распоря ж е н и е праздной, морально разложив­ шейся монастырской «братии». Что это были за люди — мож­ но видеть из показаний священ-: ника Борисоглебской церкви Си­ меона, который на расспросе у архиепископа Холмогорского оха­ рактеризовал каждого кольского мояаха в отдельности: келарь (заведующий хозяйством) Тихом «хмельное питье пьет в пьянство и в нраве мало постоянен», мо­ нахи Алимпий и Сильверст пьют хмельное также «не в мале» и живут «своевольно», монах Илья имеет «житье совершенно пьян- ственное и монастырские избыт­ ки, где что можно, похищает во­ ровски». Архиепископ Холмог о р с к и й Афанасий, чтобы предотвратить окончательное разорение мона­ стыря, поставил во главе его но­ вых лиц. Но дело мало измени­ лось. По-прежнему, заключая сделки на продажу иностранцам семги, тресни и сала, мойахи включали в договор пункт о по­ ставке нм «н.а монастырский рас­ ход» нескольких десятиведерных бочек «горелки и вина рейнско­ го». Вскоре архиепископу при­ шлось отстранить от должности и нового главу монастыря Павла, о котором стало известно, что «приходят к нему в келью робята невозрастные и ночуют, и он с ними пьянствует». tj Худая слава о «житье» коль­ ских монахов подорвала всякий авторитет монастыря среди веру­ ющих. Это видно из того, что почти полностью прекратился приток вкладов «на помин души» и праздничных приношений от населения. . В 1701 году Петр I, по проше-1 пню архиепископа Афанасия, при­ казал передать Кольско-Печенг- ский монастырь в ведение Хол­ могорского архиерейского дома.! Для наведения порядка в Колу был послан представитель архие­ пископа с предписанием взять под контроль все доходные ста­ тьи монастыря, а «тех монахов, которые живут пьянственно, за­ зорно и монастырскому имущест­ ву чинят похищение, - смирять: бить плетьми нещадно». Монахам запрещено было отныне покупать вино, ходить мыться в бани к ми­ рянам; «всякие работы женские» велено было выполнять им са­ мим, а женщин «ни для какого дела в кельи не призывать и не пущать». В 1704 году правительство, остро нуждаясь в денежных средствах для ведения войны со шведами, распорядилось взять все угодья и промыслы Кольско- Печенгского монастыря в казну. Из хозяйственных заведений мо­ нахам была оставлена только од­ на мельница. На содержание мо­ настыря назначено было выда­ вать 196 рублей в год денежного жалованья. Монастырская вотчи­ на вместе с саамами, морскими судами, становищами и прочим стала отдаваться на откуп тому, «кто больше даст». Поморские промышленники и купцы напере­ бой стремились захватить в свои руки богатые монастырские уго­ дья. Обычно последняя цена, предложенная на публичных тор­ гах, намного превышала размер пособия, выдаваемого монасты­ рю. Государство, таким образом, получало явный выигрыш. Однако хищническое хозяйни­ чание откупщиков гибельно от­ разилось на вотчине: «прежнее монастырское строение все сгни­ ло, ловецкие снасти придержа­ ны (износились), крестьяне и трудники от скудости разбрелись, и все опустело...» Чтобы не лишаться прежних доходов, правительство уменьши­ ло пособие монахам до 70 руб­ лей. Для монастырской «братии» настали худые времена. В 1722 году она жаловалась: «А в Пе- ченгской пустыне денежной на­ личной казны и хлебных запасов никаких нет, питаемся по самой нужде, что с мельницы вымоло- тны.х денег соберется, а иное зай- муя у добрых людей. А платьиш­ ком и обувью обдержалися без останку...». Монахи роптали и осуждали Петра I за его новшества. Игу­ мен Исмаил осмелился даже ска­ зать, что он бы проклял царя за то, что «солдаты в посты и в среду и в пятницу мясо едят». Исмаила отправили в Москву и били кнутом. После смерти Петра I мона­ стырям были возвращены их вот­ чинные владения, но они не бы­ ли избавлены от несения госу- . дарственных повинностей. Дохо­ ды быліи далеко не теми, что прежде. Часть средств кольским монахам пришлось употребить на возобновление сгоревших и раз­ валившихся построек, приобре­ тение церковной утвари, риз и икон. Денег постоянно не хвата­ ло. Монахи, мечтая о вольготной, сытой и веселой жизни, размыш­ ляли над тем, как бы увеличить приток вкладов и приношений от населения. Многие монастыри имели такие средства привлече­ ния верующих, как «мощи свя­ тых угодников», «чудотворные иконы» и разные реликвии. Чз- вольио приходила мысль: а чем мы хуже других? Где-то были отысканы «книжи­ цы малые», в которых содержа­ лись сведения об основателе мо­ настыря Трифоне. Используя эти «писания краткие», собственные вымыслы ц трафаретные харак­ теристики «божьих угодников» из церковной литературы, слу­ жители Архиерейского дома, которому был причислен Кольско- Печенгский монастырь, состави­ ли «Житие преподобного Трифо- :ва» — повесть о благочестивой ;жизни печенгского старца — и объявили его святым. В честь Трифона была введена особая церковная служба. Монахи уха­ ли совершать на мошле Трифона моления и распространять слухи, будто бы при этом происходят чудеса. Духовенство стало уси­ ленно внушать населению мысль о покровительстве «святого» тем, кто дает вклады и приношения его обители: дух Трифона якобы незримо оберегает их в море, приносит успех на промысле, из­ бавляет от телесных недугов, облегчает душевные горести, по­ могает исполнению всех желаний, — только не надо скупиться на пожертвования монастырю! Так во второй четверти XVI11 века было положено начало куль­ ту Трифона. Покинутая монаха­ ми древняя обитель на реке Пе- ченге, где был похоронен Три­ фон, постепенно сделалась ме­ стом поклонения многочисленны^! паломников. Культ Трифона, однако, не ус­ пел поднять на ноли Кольско- Печенігский монастырь. Более то­ го, дух «святого» Трифона не спас монастырь от участи, угото­ ванной ему историей. В Д й Ц ю - ду, во время общей секуляриза­ ции (передачи государству) ду­ ховных вотчин, Кол_ьска:Печенг- ский монастырь, который «ника­ ких доходов от мирского подая­ ния не имел, а-содержался от до­ ма Архиерейского», был упразд­ нен, как и мнопие другие мелкие монастыри. На его месте было устроено кладбище. , Но культ Трифона не исчез. Его продолжали поддерживать попы. В 80-х годах . XIX века на реке Печенге в «память святого» был открыт новый монастырь. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского педин­ ститута, кандидат историче- ’ ских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz