Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
и аш край в X V I X V I I I веках К О Л Ь С К И Е М О Н А (Продолжение. Нач. в № 60). О дальнейшей судьбе первого кольоиаго монастыря нет ника ких сведений. Феодорит ушел в Новгород, где получил высокую должность. Много лет спустя, «не щадя старости и немощного тела», он совершил еще две по ездки на Кольский полуостров: одну — «морем до Печенги», другую — на оленях, зимою, к крещенным им саамам, . «паку-і щияся о спасении душ их». Во время этих поездок Феодорит на вестил и «мнихав оных» (некогда изгнавших епо монахов). По-ви димому, после бѵнта они ушли жить на реку Печеягу, где в 1554 году друг Феодорита—Три фон основал свой монастырь. Расправу монахов с «нестяжа- телѳм» Феодоритом нельзя при знать случайным инцидентом. Ту неядцы-монахи не хотели жить «трудами рук своих». Их мышле ние допускало одно: они будут молиться, а работать на них должны друпие. А дьявол, ко нечно, тут был не при чем. В начале 80-х годов XVI в е к і на острове в устье реки Коль| возник новый монастырь. Его ос иователем и первы'м игуменоіѵ был колянин Семен Вянзин, при нявший в монашестве имя Сер гий. Устьікольский монастырь был освящен «во имя апостолов Пет ра и Павла» и потому называл ся Петровским (или Петропав ловским). На острове были по строены церковь, колокольня, ке льи, амбары, погреба, скотный двор и т. п. Царское правитель ство ежегодно выдавало на нуж ды монастыря 50 рублей руги на воск, ладан, мед, хлеб и про чее, а выдавались «те деньги по государевой жалованной грамоте на Двине... из таможенных дохо дов>>. Петровский монастырь быстро превратился в ,крупного земель ного собственника. В начале XVII века ему принадлежали промысловые угодья (рыбные лов ли, бобровые гоны, звериные ухо жаіи, жемчужные места) по озе рам Имандре, Колозеру, Умбозе ру, рекам Кице, Шоигую, Сред ней, Ваенге; во владении мона стыря находились мноще таніи и сенные покосы — пожни и расчисти — по восточному берегу Кольского залива, водяная мель ница на два жернова и забор для ловлн семги на реке Коле. В 1590 году рядом с Петров*-1 ским монастырем поселіилисц уцелевшие от разгрома шведой печ.ѳнгсікие монахи , | Печенгский монастырь к этому времени был уже солидным^ фео далом владельцем крепостных душ и многочисленных промыс ловых угодий. Вскоре после сво- ■—♦—♦— ♦—♦—♦—♦ — его возникновения монастырь по лучил право собирать «дани и броки» с саамов ІІеченгского по госта (2; человек муж. пола), за тем, в 1581 году, Иван IV отдал монахам «в крестьян место», (го есть в полную крепостную зави симость) саамов Мотовского по госта (23 чел. муж. пола). За 35 лет своего существования на ре ке Печенге монастырь сумел соз дать обширное хозяйство (мор- было 53 монаха, 6 церковнослу жителей, 61 трудник и 150 «на емных казаков». • В дальнейшем число монахов значительно уменьшилось. Мона стырская верхушка препятствова ла расширению круга людей, пользующихся доходами мона стыря. Чтобы стать монахом, необходимо было дать «на по стриг» крупную сумму денег или ценное имущество, в противном Н а с н и м к е : Кольский острог. ские промыслы, семужьи заборы, соляные варницы). Благодаря милостям и пожертвованиям цар ской семьи, притоку вкладов от обманутого населения и нещад ной эксплуатации трудников, саа мов и прихожих наемных работ ников («казаков») монахи скопи ли огромные богатства. Когда в. декабре 1589 года монастырь подвергся нападению шведов, в нем было захвачено ценностей— «сосудов серебряных и денег, и платья, и сукон, и соболей, и ли-і ісиц.., и хлеба, и всякого мона-j стырокого обихода по смете на 55 тысяч рублей». Печенпокий монастырь и после' разорения был экономически бо лее сильным, чем его сосед Пе тровский монастырь. Между ни ми началась борьба за доходы. Каждый из монастырей старался привлечь вклады и приношения горожан к себе. В 1606 году пе- ченгокие старцы добились у пра вительства ликвидации Петров ского монастыря. Все его ' по стройки и земельные владения, а также «братия и слуги и детены ши (жившие при монастыре ра ботники) и монастырская казна», были переданы Печевгскому мо настырю, который стал имено ваться Кольоко-Печенгоким. По переписи 1608 года в нем случае нужно оыло пройти не легкий путь послушника, то есть пробыть много лет слугою, бес прекословно выполняя все тре бования монастырского начальст ва. , На протяжении всего XVII ве ка Кольско-Печенгский мона стырь настойчиво добивался рас ширения земельных владений, ис пользуя для этого разные средст ва: открытый захват саамских угодий, покупку участков у обед невших жителей, кабальные сдел ки, обман и вымогательство. Kor-j да кто:либо находился при смер ти, монахи спешили к умирав шему и, стращая муками ада,] уговаривали его «ради спасения души» передать свое имущество «святой обители». В отдельных! случаях, когда это было выгод но, монахи брали на полное мо настырское содержание престаре лых людей с условиеім, что после смерти вся их собственность ста нет достоянием монастыря. Од ним из способов приобретения земель было предоставление ссуд. Монахи давали нуждающе муся под залог промысловых уго дий сравнительно крупную сум му денег и, если долг в установлен ный срок не погашался, объявля ли заложенный участок своей соб ственностью. Так, разными путями,, во владение монастыря перешли/ тони, покосы и рыболовецкие стаД ны колян Антона Гордеева, Ва -I силия Мокроусова, Якова Лоуші кина и других. / Всякий раз, когда происходи ла смена царей на русском пре столе, монахи посылали в Моск ву просителей и добивались но вых пожалований. В итоге земельные владения Кольоко-Печенгокого монастыря к концу XVII века достигли огром-( ных размеров — они охватывали около четверти Кольского полу острова! Монастырю принадле жал весь морской берег от Коль ского залива на запад до реки Росденги, «верст близ триста» вместе с реками и островами, а' также участки «меж крестьяны^ в Ковддаой, Кандалакшской и Порьегубской волостях, промыс ловые угодья по рекам Туломе, Вороньей, Териберіке, Рынде Иокаиьге, Орлавке и другим. Как же хозяйственно иополь^ завались эти обширные владе ния,, превышавшие по площади территорию Бельгии? Рабочие силы монастыря были ничтожны: 22 семьи крепостных саамов, 6 трудников и 1 наемный «казачок». Самих монахов было 14 человек. На время рьібнь]х промыслов из крестьян села Ке- рети ежегодно «крутилось» около 50 человек для ловли трески на Мурмане и 12 человек для рабо ты на туломском семужьем забо ре. Большинство же угодий мо настырь отдавал в аренду мест ным и сторонним жителям — для этого не требовалось ни хлопот, ни денежных затрат. Промыш ленники сами приходили к мона хам и платили за право пользо» вания угодьями в течение года ту, или иную сумму. Так, колянин? Семен Русак «с товарищи» бралі реку Воронью за 17 рублей 6ко-і леек, река Ворьема арендовалась Кольскими стрельцамил за 6 руб лей, река Ура — за 5 рублей 50 копеек, порьѳгубские покосы от давались крестьянам за 1 рубль 25 копеек и т. д. За промысел трески во владениях монастыря взималось по 40 копеек с судна И. УШАКОВ. Доцент .Мурманского педа гогического института, кан дидат исторических наук. (Продолжейие следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz