Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Наш край в XVI --- XVI I I веках В феодальную ьпоху, когда мировоззрение людей складыва лось под влиянием церкви, на Руси нередко возникали мина- етыр.и — религиозные общины лиц одного пола, отделившихся от остального населения «для благочестивой жизни». По учению церкви, люди, отре шившиеся от «греховного мира» (то есть отказавшиеся от семьи, имущества, гражданского имени, общественной деятельности и во обще от земных интересов) по лучали и награду «вечное бла женство за гробом». Постригшие ся в монахи давали обет безбра чия, бедности и послушания, оде вали особую, черного цвета одеж ду. Считалось, что они принима ли «ангельский лик», всецело по свящали свою жизнь богу, бла годаря чему их молитвы были бо лее угодны всевышнему, чем мо литвы прочих людей. Правительственная власть по кровительствовала монастырям: освобождала их от несения по винностей. предоставляла всевоз можные льготы и привилегии. Чтобы избавить монахов «от зем ной суеты», им выплачивалось даже «государево жалованье»— руга. Феодальная знать делала « пользу монастырей щедрые по жертвования. Неудивительно, что в те вре мена находилось немало людей, желавших стать монахами. Одни уходили в монастырь ради «спа сения души», надеясь постом и молитвою заслужить прощение грехов. Другие — надломленныаі каким-либо несчастьем, неудав-J шейся личной жизнью, искали под сводами монастыря утешения. Третьи — спасались от наказа ния за совершенные ими престу пления, так как из монастыря выдачи не было: считалось, что, уйдя в монастырь, человек рас каялся и судьей ему будет бог. Четвертые — искали в монасты ре иібавлепия от податей и при теснений, шли в него «покоя ра ди телесного», ибо, как говорил Петр I, «в монахах все готовое», а если кто и трудится, то втрое меньше крестьянина. Некоторые уходили в монастырь из честолю бивых побуждений, надеясь сде лать духовную карьеру. Монаше ская «братия» состояла из людей, вышедших из разных сословий и лмеівших зачастую очень несхо жие судьбы. В монастырских общинах не было равенства. Часть монахов занимала привилегированное по ложение (должностные лица — игумен, келарь, казначей и про чие «старцы»), остальные — бы ли их слугами, исполняли различ ные работы. Особенно в бесправ ном и подчиненном положении находились послушники, готовив шиеся к принятию монашеского сана, и трудниіки — лица, прихо дившие трудиться в монастыре по обету, бесплатно, в надежде получить благодать от бога. Наиболее идеальным местом для устройства монастырей счи тались безлюдные районы, какая- нибудь глухомань, где были ус- ловля для «уединенного жития». Некоторые «пустынножители» об любовывали себе места далеко на Севере, где обитали кочевнн- 1ки-иноверцы, с тем чтобы приоб щить их к христианской религии. По учению церкви такое деяние считалось особенно славным и рассматривалось как «подвиг во имя божие». В конце 20-х годов XVI века один из соловецких монахов —J Феодорит «разжегся желание\А пустынного безмолвного житель^ ства» на берегах реки Колы. О его проповеднической деятельно сти в земле «диких лопарей» рас сказывал в своих сочинениях со слов самого подвижника («аки сам он поведал ми») князь А. М Курбский. Феодорит прибыл сюда на не- : большом судне и основал пустынь (отшельническую обитель). Ма ло-помалу он склонил язычни- I ков-саамов к принятию христи анства, после чего отправился в Новгоррл собирать пожертвова ния на постройку монастыря Через два года, получив от «бо гатых немало серебра», он воз вратился «ко оной пустыне уже с некоторыми другими и тамо на устье Колы» построил монастырь. Феодорит составил для собран ной им «братии» правила («путь спасения»), предписав жить «об ще и отнюдь не стяжательно, трудами рук своих», не иметь личной собственности и ни под каким предлогом не допускать в монастырь женщин. Однако собравшиеся на «сере бро» Феодорита люди заботились не только о спасении душ своих У них были обыкновенные, зем ные интересы, которые довольно скоро сказали о себе устами дья вола. К монахам стал являться сатана, «шепчуще невидимо н уши и говоря так: «Тяжек и не стерпим уставлен вам путь — непосилен никому из людей: как можете жити без имений, своими руками хлеб добывающе?» Под давшись искушениям дьявола, ^ «новособранные» монахи распра-^. вились со своим наставником~ Вот как описывает бунт монахов князь Курбакий: «взнеиствював. имают старца святого и бьют не щадно, не токмо из монастыря извсіачают, но и от страны тоя изгоняют, аки врага некоего»! И. УШАКОВ Доцент Мурманского педа гогического института, кан дидат исторических наук. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz