Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Наш край в XVI --- XVI I I веках В феодальную ьпоху, когда мировоззрение людей складыва­ лось под влиянием церкви, на Руси нередко возникали мина- етыр.и — религиозные общины лиц одного пола, отделившихся от остального населения «для благочестивой жизни». По учению церкви, люди, отре­ шившиеся от «греховного мира» (то есть отказавшиеся от семьи, имущества, гражданского имени, общественной деятельности и во­ обще от земных интересов) по­ лучали и награду «вечное бла­ женство за гробом». Постригшие­ ся в монахи давали обет безбра­ чия, бедности и послушания, оде­ вали особую, черного цвета одеж­ ду. Считалось, что они принима­ ли «ангельский лик», всецело по­ свящали свою жизнь богу, бла­ годаря чему их молитвы были бо­ лее угодны всевышнему, чем мо­ литвы прочих людей. Правительственная власть по­ кровительствовала монастырям: освобождала их от несения по­ винностей. предоставляла всевоз­ можные льготы и привилегии. Чтобы избавить монахов «от зем­ ной суеты», им выплачивалось даже «государево жалованье»— руга. Феодальная знать делала « пользу монастырей щедрые по­ жертвования. Неудивительно, что в те вре­ мена находилось немало людей, желавших стать монахами. Одни уходили в монастырь ради «спа­ сения души», надеясь постом и молитвою заслужить прощение грехов. Другие — надломленныаі каким-либо несчастьем, неудав-J шейся личной жизнью, искали под сводами монастыря утешения. Третьи — спасались от наказа­ ния за совершенные ими престу­ пления, так как из монастыря выдачи не было: считалось, что, уйдя в монастырь, человек рас­ каялся и судьей ему будет бог. Четвертые — искали в монасты­ ре иібавлепия от податей и при­ теснений, шли в него «покоя ра ди телесного», ибо, как говорил Петр I, «в монахах все готовое», а если кто и трудится, то втрое меньше крестьянина. Некоторые уходили в монастырь из честолю­ бивых побуждений, надеясь сде­ лать духовную карьеру. Монаше­ ская «братия» состояла из людей, вышедших из разных сословий и лмеівших зачастую очень несхо­ жие судьбы. В монастырских общинах не было равенства. Часть монахов занимала привилегированное по­ ложение (должностные лица — игумен, келарь, казначей и про­ чие «старцы»), остальные — бы­ ли их слугами, исполняли различ­ ные работы. Особенно в бесправ­ ном и подчиненном положении находились послушники, готовив­ шиеся к принятию монашеского сана, и трудниіки — лица, прихо­ дившие трудиться в монастыре по обету, бесплатно, в надежде получить благодать от бога. Наиболее идеальным местом для устройства монастырей счи­ тались безлюдные районы, какая- нибудь глухомань, где были ус- ловля для «уединенного жития». Некоторые «пустынножители» об­ любовывали себе места далеко на Севере, где обитали кочевнн- 1ки-иноверцы, с тем чтобы приоб­ щить их к христианской религии. По учению церкви такое деяние считалось особенно славным и рассматривалось как «подвиг во имя божие». В конце 20-х годов XVI века один из соловецких монахов —J Феодорит «разжегся желание\А пустынного безмолвного житель^ ства» на берегах реки Колы. О его проповеднической деятельно­ сти в земле «диких лопарей» рас­ сказывал в своих сочинениях со слов самого подвижника («аки сам он поведал ми») князь А. М Курбский. Феодорит прибыл сюда на не- : большом судне и основал пустынь (отшельническую обитель). Ма­ ло-помалу он склонил язычни- I ков-саамов к принятию христи­ анства, после чего отправился в Новгоррл собирать пожертвова­ ния на постройку монастыря Через два года, получив от «бо гатых немало серебра», он воз­ вратился «ко оной пустыне уже с некоторыми другими и тамо на устье Колы» построил монастырь. Феодорит составил для собран ной им «братии» правила («путь спасения»), предписав жить «об­ ще и отнюдь не стяжательно, трудами рук своих», не иметь личной собственности и ни под каким предлогом не допускать в монастырь женщин. Однако собравшиеся на «сере бро» Феодорита люди заботились не только о спасении душ своих У них были обыкновенные, зем­ ные интересы, которые довольно скоро сказали о себе устами дья­ вола. К монахам стал являться сатана, «шепчуще невидимо н уши и говоря так: «Тяжек и не стерпим уставлен вам путь — непосилен никому из людей: как можете жити без имений, своими руками хлеб добывающе?» Под­ давшись искушениям дьявола, ^ «новособранные» монахи распра-^. вились со своим наставником~ Вот как описывает бунт монахов князь Курбакий: «взнеиствював. имают старца святого и бьют не щадно, не токмо из монастыря извсіачают, но и от страны тоя изгоняют, аки врага некоего»! И. УШАКОВ Доцент Мурманского педа­ гогического института, кан­ дидат исторических наук. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz