Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Е СЕЛЕ ВАРЗУГА на Терском берегу до наших дней со­ хранилась церковь Успения, по­ строенная мастером Климентом в 1674 году. «Успенская церковь в Варзуге, — писал И, В. Евдокимов в моно­ графии «Север в истории русского искусства», — является в букваль­ ном смысле потрясающей, до то­ го прекрасен ее дивно-стройный ц какой-то певучий облик». Какими же средствами достига­ ется такое впечатление? Прежде всего — соразмерно­ стью всех частей и элементов зда- «ЗОЛОТОЕ ния. Скульптурно постройка чле­ нится на основной объем, состоя­ щий из центрального столпа-чет­ верика и примыкающих к нему четырех прирубов, и на так назы­ ваемый «верх», * который входят сруб-яосьмерик с повалом (боко­ вым расширением), шатер, шейка м главка с крестом —- до вообра­ жаемой точк« на пересечении бо­ ковых линий шатра, При определении высоты глав­ ного объеме и верха здания ис­ пользовано правило «золотого се­ чения», «Золотым сечением» называет­ ся деление размера я такой про­ порции, при которой отношение малого отрезка к большому рав­ но отношению большого отрезка if целому. Высота основного объема Ус­ пенской церкви — 1В метров, а всей остальной надстройки — 21, метр. Эго и ость «золотое сечо- ние», ибо 13:21 ~2!;34. Теков членение воспринимается нами как гармоничное. Знал ли мастер о «золотом се­ чении» по теории архитектуры? Едва ли. Просто безупречный вкус, тонкое художественное чутье позволили ему практически найти это идеальное соотношение. При этом требовалось соблюсти соразмерность и остальных частей здания. Так, небольшое расшире­ ние шатра могло создать впечат­ ление тяжести, придавленности СЕЧЕНИЕ» или, при сужении, наоборот —■ чрезмерной легковесности, иголь­ чатое™ шатра. Основание церкви в плане име­ ет вид равноконечного креста —■ к центральному срубу-четверику примыкают четыре гтрируба. По­ мимо религиозного смысла, кото­ рый вкладывался в такое построе-' нив (крест — символ святости; территория в пределах креста была бы вне сферы влияния дья­ вола), оло позволяло водчему решить и ряд весьма важных кон­ структивных задач: расширить внутреннее помещение для моля­ щихся, придать устойчивость ^цент­ ральному столпу и путем трехсту­ пенчатого сужения кровель при­ рубов подчеркнуть устремлен­ ность здания ввысь. Составить себе ясное представ­ ление о том, как выглядела Ус­ пенская церковь в первоначаль­ ном виде (в XIX веке она под* верглась переделке), читатели мо­ гут по ее макету, выполненному В одну пятидесятую настоящей ее» личины архитектором Н. П. 6ы- стрякоаым и находящемуся в Мурманском областном краевед» ческом музее, • ! Успенская церковь — жемчу­ жина северорусского деревянно­ го зодчества. Этот памятник ар-» хктектуры служит наглядным сви­ детельством талантливости наши* предков, их высокой художествен­ ной и строительной культуры. И. УШАКОВ, член президиума Совета Мур­ манского областного отделения Всероссийского общества охра» ны памятников истории и куль­ туры, доцент пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz