Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Е СЕЛЕ ВАРЗУГА на Терском берегу до наших дней со хранилась церковь Успения, по строенная мастером Климентом в 1674 году. «Успенская церковь в Варзуге, — писал И, В. Евдокимов в моно графии «Север в истории русского искусства», — является в букваль ном смысле потрясающей, до то го прекрасен ее дивно-стройный ц какой-то певучий облик». Какими же средствами достига ется такое впечатление? Прежде всего — соразмерно стью всех частей и элементов зда- «ЗОЛОТОЕ ния. Скульптурно постройка чле нится на основной объем, состоя щий из центрального столпа-чет верика и примыкающих к нему четырех прирубов, и на так назы ваемый «верх», * который входят сруб-яосьмерик с повалом (боко вым расширением), шатер, шейка м главка с крестом —- до вообра жаемой точк« на пересечении бо ковых линий шатра, При определении высоты глав ного объеме и верха здания ис пользовано правило «золотого се чения», «Золотым сечением» называет ся деление размера я такой про порции, при которой отношение малого отрезка к большому рав но отношению большого отрезка if целому. Высота основного объема Ус пенской церкви — 1В метров, а всей остальной надстройки — 21, метр. Эго и ость «золотое сечо- ние», ибо 13:21 ~2!;34. Теков членение воспринимается нами как гармоничное. Знал ли мастер о «золотом се чении» по теории архитектуры? Едва ли. Просто безупречный вкус, тонкое художественное чутье позволили ему практически найти это идеальное соотношение. При этом требовалось соблюсти соразмерность и остальных частей здания. Так, небольшое расшире ние шатра могло создать впечат ление тяжести, придавленности СЕЧЕНИЕ» или, при сужении, наоборот —■ чрезмерной легковесности, иголь чатое™ шатра. Основание церкви в плане име ет вид равноконечного креста —■ к центральному срубу-четверику примыкают четыре гтрируба. По мимо религиозного смысла, кото рый вкладывался в такое построе-' нив (крест — символ святости; территория в пределах креста была бы вне сферы влияния дья вола), оло позволяло водчему решить и ряд весьма важных кон структивных задач: расширить внутреннее помещение для моля щихся, придать устойчивость ^цент ральному столпу и путем трехсту пенчатого сужения кровель при рубов подчеркнуть устремлен ность здания ввысь. Составить себе ясное представ ление о том, как выглядела Ус пенская церковь в первоначаль ном виде (в XIX веке она под* верглась переделке), читатели мо гут по ее макету, выполненному В одну пятидесятую настоящей ее» личины архитектором Н. П. 6ы- стрякоаым и находящемуся в Мурманском областном краевед» ческом музее, • ! Успенская церковь — жемчу жина северорусского деревянно го зодчества. Этот памятник ар-» хктектуры служит наглядным сви детельством талантливости наши* предков, их высокой художествен ной и строительной культуры. И. УШАКОВ, член президиума Совета Мур манского областного отделения Всероссийского общества охра» ны памятников истории и куль туры, доцент пединститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz