Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ПОМОРСКИЕ СЁПА 36 свержение царя и уничтожение класса эксплуататоров может принести рабочим, крестьянам, рыбакам и всем трудовым людям настоящую свободу и добрую жизнь”. После него говорил еще один ссыльный. Точно слов его сейчас, пожалуй, и не припомню, но содер­ жание речи было такое: мы-то здесь люди временные, а вы постоянные жители. Мы боремся против царя-тирана и буржуазии, зато и в ссылку нас сослали. Но и в ссылке мы революционеры... Наши товарищи со всеми вами поодиночке уже говорили отом, что делать вам здесь надо... И спросил нас: “Вы со­ гласны?”... Мы почти хором ответили: “Со­ гласны!... Ведь нам тоже терять нечего...”» [117]. Кузомень, соединенная телеграфом с остальной Россией, своевременно получила известия об основных событиях в стране и на Дальнем Востоке. Из волостного центра официальные сообщения поступали в Варзугу и другие селения. Ошеломляющим известием явился царский Манифест 17 октября 1905 года, который «даровал» населению России свободу слова, собраний, союзов и обещал провести выборы представителей от народа в законодательную Государственную думу. По амнистии политические ссыльные поки­ нули места поселения. Руководство револю­ ционно настроенными крестьянами в Кузомени перешло к местному учителю Антону Андре­ евичу Витюгову. Инспектор П. Чубаров доносил начальству: «Витюгов после 17 октября 1905 го­ да перестал посещать церковь, учебный 1905/06 год начал без обычного молебна, не стал делать утренние и после уроков молитвы, препят­ ствовал законоучителю в классе развешивать картины по Закону Божьему под предлогом недостатка на стенах места, где между тем висели портреты Л. Толстого и Некрасова, делал классные занятия не только в царские дни, но и в местные храмовые праздники... На урока чистописания во II и в III отделениях, вместо прописных изречений или русских пословиц, заставлял учеников писать девизы политических партий, как, например, “Пусть гибнут враги — паразиты труда”, “В борьбе обретешь ты право свое” или “Сходитесь, вставайте под знамя свободы”... При проверке школьной библио­ теки обнаружились... книги без цензуры, напри­ мер, Франке “Звериный бюджет. Свинская кон­ ституция”, Скиталец “Полевой суд”, Л. Толстого “Так что же нам делать” и др.» [ 110, л. 256 об.]. Учитель устраивал собрания молодежи у себя на квартире. «Крестьяне-грамотеи, — отмечал инспектор, — приходили к Витюгову почитать газеты или имеющиеся у него книги по разным вопросам и побеседовать по поводу прочи­ танного». 24. ПОЖЕЛАНИЯ КРЕСТЬЯН Выборы депутатов в Государственную думу по закону 11 декабря 1905 года были много­ степенными. Сначала крестьяне на волостном сходе избирали уполномоченных на уездный съезд для избрания выборщика в губернское собрание, на котором крестьянский предста­ витель участвовал в выборах члена Государ­ ственной думы. Уполномоченными от Кузомени и Варзуги стали крестьяне Селиверст Тарабуев и Тимо­ фей Чунин. 9 марта 1906 года они, вместе с другими уполномоченными, в Народном доме городаАлександровска, под председательством чиновника А. А. Мухина, «обсуждали местные нужды», чтобы сообщить будущему члену Го­ сударственной думы. Чего же хотели терские крестьяне? Составленная ими «Записка» по пунктам излагает «просьбы», об удовлетворении которых должен «походатайствовать» их представитель в законодательной думе. Крестьяне высказались за сохранение об­ щинного землепользования, но просили точно разграничить территорию по сельским обще­ ствам и выдать «акты с обозначением угодий». Леса на Кольском полуострове принад­ лежали казне. Крестьяне постановили: «Хода­ тайствовать, чтобы лесные материалы как для наших общехозяйственных нужд, так и для отопления, а равно для постройки судов и промысловых целей, как-то: для устройства заборов и заколов, рыболовных гарв, тайников, кора древесная для дубления сетей и кож, — отпускались нам беспошлинно или, в крайнем случае, за восьмую часть таксы и при этом из ближайших к нашим поселениям мест». Крестьяне одобрительно отозвались о су­ ществовавшем у них самоуправлении и волостном суде: «Мы просим не отнимать это благо от нас... желаем навсегда оставить за собою выборное начало при замещениях волостных старшин, сельских старост, волостных судей», но высказались за отмену права старшин и старост арестовывать провинившихся до двух суток: «Право присуждать к аресту, лишать личной свободы, должно принадлежать только волостному или другому — общему суду». Однако крестьяне допускали исключение из правила: «Должностные лица могут прибегать к аресту только при появлении в публичных местах пьяного или в случае буйства, когда невозможно другим способом успокоить буяна...». В видах «ограждения от произвола наших же выборных лиц» уполномоченные внесли пред­ ложение: «Право отдавать нерачительного хозяина в работы по принуждению должно быть предоставлено только волостному суду» и далее: «Зависимость от полиции и вмеша­ тельство полиции в действии наших властей не должно иметь места». Крестьяне просили отменить подводную повинность и учредить земские дорожные станции, снизить на 30 —40% тарифные ставки за провоз грузов и плату с пассажиров на пароходах Архангельской линии, облегчить возможности получения мелкого кредита, улучшить медицинскую помощь населению, ввести «всеобщее обязательное обучение бесплатно для всех имеющих оседлость»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz