Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПОМОРСКИЕ СЁПА 36 свержение царя и уничтожение класса эксплуататоров может принести рабочим, крестьянам, рыбакам и всем трудовым людям настоящую свободу и добрую жизнь”. После него говорил еще один ссыльный. Точно слов его сейчас, пожалуй, и не припомню, но содер жание речи было такое: мы-то здесь люди временные, а вы постоянные жители. Мы боремся против царя-тирана и буржуазии, зато и в ссылку нас сослали. Но и в ссылке мы революционеры... Наши товарищи со всеми вами поодиночке уже говорили отом, что делать вам здесь надо... И спросил нас: “Вы со гласны?”... Мы почти хором ответили: “Со гласны!... Ведь нам тоже терять нечего...”» [117]. Кузомень, соединенная телеграфом с остальной Россией, своевременно получила известия об основных событиях в стране и на Дальнем Востоке. Из волостного центра официальные сообщения поступали в Варзугу и другие селения. Ошеломляющим известием явился царский Манифест 17 октября 1905 года, который «даровал» населению России свободу слова, собраний, союзов и обещал провести выборы представителей от народа в законодательную Государственную думу. По амнистии политические ссыльные поки нули места поселения. Руководство револю ционно настроенными крестьянами в Кузомени перешло к местному учителю Антону Андре евичу Витюгову. Инспектор П. Чубаров доносил начальству: «Витюгов после 17 октября 1905 го да перестал посещать церковь, учебный 1905/06 год начал без обычного молебна, не стал делать утренние и после уроков молитвы, препят ствовал законоучителю в классе развешивать картины по Закону Божьему под предлогом недостатка на стенах места, где между тем висели портреты Л. Толстого и Некрасова, делал классные занятия не только в царские дни, но и в местные храмовые праздники... На урока чистописания во II и в III отделениях, вместо прописных изречений или русских пословиц, заставлял учеников писать девизы политических партий, как, например, “Пусть гибнут враги — паразиты труда”, “В борьбе обретешь ты право свое” или “Сходитесь, вставайте под знамя свободы”... При проверке школьной библио теки обнаружились... книги без цензуры, напри мер, Франке “Звериный бюджет. Свинская кон ституция”, Скиталец “Полевой суд”, Л. Толстого “Так что же нам делать” и др.» [ 110, л. 256 об.]. Учитель устраивал собрания молодежи у себя на квартире. «Крестьяне-грамотеи, — отмечал инспектор, — приходили к Витюгову почитать газеты или имеющиеся у него книги по разным вопросам и побеседовать по поводу прочи танного». 24. ПОЖЕЛАНИЯ КРЕСТЬЯН Выборы депутатов в Государственную думу по закону 11 декабря 1905 года были много степенными. Сначала крестьяне на волостном сходе избирали уполномоченных на уездный съезд для избрания выборщика в губернское собрание, на котором крестьянский предста витель участвовал в выборах члена Государ ственной думы. Уполномоченными от Кузомени и Варзуги стали крестьяне Селиверст Тарабуев и Тимо фей Чунин. 9 марта 1906 года они, вместе с другими уполномоченными, в Народном доме городаАлександровска, под председательством чиновника А. А. Мухина, «обсуждали местные нужды», чтобы сообщить будущему члену Го сударственной думы. Чего же хотели терские крестьяне? Составленная ими «Записка» по пунктам излагает «просьбы», об удовлетворении которых должен «походатайствовать» их представитель в законодательной думе. Крестьяне высказались за сохранение об щинного землепользования, но просили точно разграничить территорию по сельским обще ствам и выдать «акты с обозначением угодий». Леса на Кольском полуострове принад лежали казне. Крестьяне постановили: «Хода тайствовать, чтобы лесные материалы как для наших общехозяйственных нужд, так и для отопления, а равно для постройки судов и промысловых целей, как-то: для устройства заборов и заколов, рыболовных гарв, тайников, кора древесная для дубления сетей и кож, — отпускались нам беспошлинно или, в крайнем случае, за восьмую часть таксы и при этом из ближайших к нашим поселениям мест». Крестьяне одобрительно отозвались о су ществовавшем у них самоуправлении и волостном суде: «Мы просим не отнимать это благо от нас... желаем навсегда оставить за собою выборное начало при замещениях волостных старшин, сельских старост, волостных судей», но высказались за отмену права старшин и старост арестовывать провинившихся до двух суток: «Право присуждать к аресту, лишать личной свободы, должно принадлежать только волостному или другому — общему суду». Однако крестьяне допускали исключение из правила: «Должностные лица могут прибегать к аресту только при появлении в публичных местах пьяного или в случае буйства, когда невозможно другим способом успокоить буяна...». В видах «ограждения от произвола наших же выборных лиц» уполномоченные внесли пред ложение: «Право отдавать нерачительного хозяина в работы по принуждению должно быть предоставлено только волостному суду» и далее: «Зависимость от полиции и вмеша тельство полиции в действии наших властей не должно иметь места». Крестьяне просили отменить подводную повинность и учредить земские дорожные станции, снизить на 30 —40% тарифные ставки за провоз грузов и плату с пассажиров на пароходах Архангельской линии, облегчить возможности получения мелкого кредита, улучшить медицинскую помощь населению, ввести «всеобщее обязательное обучение бесплатно для всех имеющих оседлость»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz