Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
35 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ распоряжения властей. Священник наставляет крестьян, толкует новости, говорит проповедь, призывает для победы над врагом «не щадить ничего —ни достояния, многолетними трудами приобретенного, ни жизни и крови». Так обязы вает его поучать прихожан долг пастыря. Цер ковь—имолитвенный дом, и правительственное учреждение, и клуб. Здесь священник фиксирует акты граждан ского состояния, ведет учетдвижения населения, составляет духовные росписи, клировые ведо мости, приходо-расходные книги и другие документы. В конце XIX века в церквях стали устраивать народные чтения. Нередко их проводили местные учителя в школьных помещениях с показом туманных картин (с помощью проек ционного фонаря), но, как правило, под наблю дением священника, который являлся зако ноучителем в школе (преподавателем Закона Божьего — ведущего воспитательного пред мета) [32, с. 414]. Круг чтений для народа, по словам чиновника Н. Н. Макшеева, составляли «нравственные брошюры, исторические, из семейного быта, из практики морского дела, явления природы, популярная гигиена». Радетелем народного просвещения в Вар зуге выступал священник Михаил Николаевич Истомин (родился в 1862 году). Он в 1884 году по первому разряду (по-современному — круг лым отличником) окончил Архангельскую ду ховную семинарию и по отбытии полутора годовой военной службы приехал в качестве священника в Варзужский Успенский приход, в 1891—1893 годах служил в Кашкаранцах, а затем был переведен в единый Варзужский приход, заведовал Варзужской школой [89, л. 1 об.]. Михаил Истомин добивался открытия в Вар зуге «двуклассной школы с ремесленным отде лением» (с семилетним курсом обучения). Пра вительство назначило для этой цели 1500 руб лей в год. Однако становой пристав П. А. Та- ратин сумел убедить начальство, что устройство такой школы было бы «непроизводительной тратой казенных средств». Строительство шко лы повышенного типа, для которой общество уже выделило земельный участок, было отло жено на неопределенный срок [93, л. 11—12, 29 об., 41 об.]. Кроме библиотеки для учащихся церковно приходской школы, существовала библиотека для взрослых прихожан при Петропавловской церкви. По описи 1898 года в ней находилось 89 томов богослужебных книг, 65 изданий духовно-нравственного содержания, 47 наз ваний книг светского содержания и более 200 книг, брошюр и годовых комплектов журналов «для народного чтения». В числе церковных книг имеются сочинения по истории, сельскому хо зяйству, архитектуре, «Плодыучения» Л. Н.Толс того, описания путешествий [90, л. 38—49 об.]. Школьная библиотека имела более 100 «номе ров» различных изданий, которые выдавались также взрослым прихожанам, «кроме Церковных и Епархиальных ведомостей, Воскресный день, Церковный вестник, Христианское чтение..., Народное образование». Учеников в школе на 1 января 1899 года состояло 40 мальчиков и 14 девочек [89, л. 12 об.]. Начало XX века 23. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЕЯНИЯ Реформы 60—70 годов XIX века далеко про двинули Россию по пути капиталистического развития, но не решили ряда насущных задач. В России, при малоземелье крестьян, сохра нилось громадное дворянское землевладение. Рабочий класс оставался бесправным и со циально незащищенным. В приниженном поло жении находились многочисленные народы Российской империи. Неограниченное само державие душило свободную мысль. Экономический кризис 1900—1903 годов обострил внутренние противоречия. Народное недовольство в стране усилилось. Стали воз никать антиправительственные демонстрации, стачки, распространяться нелегальные издания. Создавались тайные кружки, оппозиционные и революционные союзы и партии. Царизм, преследуя борцов за свободу, ссылал «смутьянов» в отдаленные губернии, в глушь российской глубинки. В 1903 году в Кузомень прибыло в ссылку 6 человек, среди них: рабочий-ткач И. В. Бугров из с. Орехова Владимирской губернии за «распространение социал-демократических идей среди фабричных рабочих», рабочий- столяр Ф . П. Пахомов «заучастие в беспорядках на Мотовилихинском казенном пушечном заводе» идругие. В 1904 году колония ссыльных в Кузомени пополнилась 10 революционерами, среди которых выделялись врач И. Н. Савин, слесарь П. П. Гусев, учитель А. Г. Лукин, портной эсер А. 3. Новохатко. Большинство ссыльных являлись деятельными пропагандистами, людьми, убежденными в правильности избран ного пути [56, с. 507—520, 568—569, 667]. Начавшаяся в январе 1904 года русско- японская война ухудшила положение трудя щихся и более обострила отношения в стране. Расстрел рабочих Петербурга всколыхнул народные массы. Весть о злодеянии царизма докатилась и до окраин России. Ссыльные приободрились, ходили по селению и пели революционные песни. Весной 1905 года они соорганизовали в Кузомени из местных жителей социал-демо кратический кружок. «Собралось нас, морехо- дов-матросов да рыбаков-бедняков, — вспо минал Филипп Михайлович Кривошеин, актив ный участник группы, — человек десять втихо молку, то есть тайно, встаром кореховском доме, в комнате на вышке, где жили некоторые ссыль ные... У стены стол, на нем тарелка с хлебом и чайные чашки да стаканы. Мы все расселись, кто на стул, кто на табурет, а большинство на скамьи. Сначала негромко пели, вернее разу чивали революционные песни... Затем высту пил Гусев Петр Петрович. Он сказал: “Только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz