Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ПОМОРСКИЕ СЁЛА 34 При успешном промысле, возвратясь домой, варзужане «доброхотно» делали благодар­ ственное приношение своей приходской церкви [87, л. 1 - 2 ,4 - 5 ]. 22. ХРАМ ПЕТРА И ПАВЛА До 1891 года в Варзуге существовало два церковных прихода: Успенский — на право­ бережье и Петропавловский—на левой стороне реки [92, л. 6]. Поскольку об Успенском храме речь уже шла, обратимся к Петропавловской церкви. Церковь являлась средоточием обще­ ственной жизни, очагом духовности. Прихожане заботились осодержании иобустройстве храма. Когда утром 21 декабря 1862 года прежняя церковь святых апостолов Петра и Павла сго­ рела, прихожане решили, не откладывая дела, построить новый храм, на что потребовалось более 10 тысяч рублей/32, с. 414]. Сооружение церкви было закончено в 1864 году. Неизвестно, повторяла ли новая церковь облик старой. Ясно одно: по своему виду Петропавловская церковь нисколько не по­ ходила на высотную, шатровую соседку — Успенскую церковь. Она имела вид прямо­ угольника в основании размером 23,5x14,6 метра и высотою с главою и крестом всего лишь 11,4 метра. Позднее к зданию с севера и с юга сделали пристройки. По описанию 1898 года, в храме было две голландских печи, чешуйчатая глава «окрашена медянкою» (зеленой краской), а восьмико­ нечный крест—«деревянистой охрою». Крыша была выкрашена мумией — красновато-корич­ невой краской [90, л. 18 и об.]. В 1883 году прихожане за свой счет по­ строили новую колокольню, за что получили благословение епископа Архангельского и Холмогорского Серапиона. Ее здание обошлось в900 рублей [5 ]. Как и все постройки на Терском берегу, она была деревянной, имела три яруса, восьмерик на четверике с восьмигранным шатром, общей высотою «с небольшой главою и шестиконечным крестом» — 16,4 метра, в основании — 6,4 х 6,4 метра. На колокольне размещалось семь колоколов. Самый большой, весом 25 пудов 11 фунтов (414,5 килограмма), имел надпись: «Купили сей колокол Варзугской волости в церковь Вер­ ховных апостолов Петра и Павла и Св. Николая чуд. на церковные деньги... Лили сей колокол мастеры Яков да Иван Лодыгины». Второй колокол весил 13 пудов 14 фунтов, имел над­ пись: «Лит сей колокол к церкви Николая чудотв. в Варзугу 1755 года. Лил мастер Иван Христо­ форов». Вес остальных колоколов — 4 пуда, 1 пуд 33 фунта, 1 пуд 20 фунтов, 30 фунтов и 20 фунтов [90, л. 2 7 об,—28 об.]. Наиболее существенную часть внутреннего убранства храма представляет иконостас — предалтарная стена с несколькими рядами икон, перед которыми верующие молятся Богу. Варзужане изготовление его заказывали в Соловецком монастыре. Написание 9 новых образов и поновление 31 иконы древнего письма стоило прихожанам 350 рублей се ­ ребром [88, л. 205 и об.], не считая столярной работы. Иконостас имел золоченые колонки и резьбу, был украшен серебряными венцами и ризами, главная дверь в алтарь (царские врата) были «решетчатые с позолотою» [89]. Варзужские крестьяне содержали дорожную станцию, обслуживавшую 18-верстный путь от села до Кузомени. Почта, шедшая из уездного центра или из губернского правления, достав­ ляла распоряжения властей. О содержании правительственных сообще­ ний, еще до их чтения в церкви, узнавали по колокольному звону, который создавал обще­ ственное настроение: торжественное, печальное, тревожное. Во время войн вести приходили почти с каждой почтой. Шли манифесты, указы, предписания. «Россия вызвана на брань», — извещал царский манифест 20 октября 1853 го­ да о начале войны с Турцией. Звон созывный — для слушания манифеста. Об исполнении донести. 2 июля 1854 года получен мани­ фест с предписанием: обнародовать в первый воскресный или праздничный день и отметить «целодневным звоном по случаю благопо­ лучного перехода чрез Дунай»; доложено: «Исполнено 4 июля». Манифест 9 февраля 1854 года: «Английское ифранцузское правительства вступились за Турцию... Но Россия не изме­ нит Святому своему призванию». Секретная инструкция: «Для избежания могущего про­ изойти в народе уныния и беспокойства» эва­ куацию церковного имущества без надобности неделать. 7 октября 1854 года получен манифест с предписанием: «Отправить благодарствен­ ное Господу Богу молебствие с коленопре­ клонением и обыкновенным звоном по случаю блистательной победы, одержанной 24-го июня генерал-лейтенантом князем Бебутовым над 60-тысячным турецким корпусом... между Александрополем и Карсом» [88, л. 122, 155, 176, 187]. Население Терского берега в насторожен­ ности: война рядом —на Белом море. В церкви после службы много разговоров об «англи­ чанке» — британской эскадре, действующей на Севере. Манифесты не радуют. 14 декабря 1854 года издается «воззвание к России»: английские и французские войска вступили в пределы страны, но «среди бедствий, не­ разлучных с войною, мы видим непрестанные блистательные примеры...храбрости россиян... несмотря на великое неравенство сил». И при­ зыв — «быть готовыми на новые усилия и жертвы» во имя «безопасности и чести Оте­ чества» [88, л. 212 об., 217]. Затем следуют манифесты о создании государственного ополчения, смерти Николая I и другие. Церковь, место собрания прихожан, време­ нами гудит, как растревоженный улей. Свя­ щенник — фигура крупная на селе. Он, редко становой пристав или другой чиновник, читает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz