Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

33 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ ством» [25, с. 92]. Петербуржец А. Г. Слезскин- ский ожителях Кузоменской волости отозвался так: «Народ в обращении развязный, слово­ охотливый и отличается чисто местными свое­ образными взглядами на все окружающее... Наружность поморов здоровая, свежая, приятная» [55, с. 31]. Одевались поморы как горожане: мужчины носили обычно суконные пиджаки и кожаные сапоги (гамаши), а женщины — сара­ фаны из шерстяной материи и ситца ярких цве­ тов, а на ногах ботинки [32, с. 421]. В домах имелись самовары и чайные приборы. У варзужан поддерживалась традиция обу­ чения детей грамоте. По учету 1826 года в селе домашним путем постигали умение читать, пи­ сать исчитать 35 подростков [101, л. 319]. Книга стала шире обращаться среди жителей Варзуги. В 1884 году была открыта церковноприходская школа. Однако цивилизация века слабо затронула глухие, отдаленные от городов места. Народ еще хранил устные произведения новгородских времен —былины, старинные песни, предания. Выдающейся сказительницей являлась уро­ женка варзужского выселка Чаваньги Аграфена Матвеевна Кожина, в замужестве — Крюкова (1855—1921). В 17 лет она уже сказывала 41 бы­ лину, которые переняла, главным образом, от матери идяди. Собиратель фольклора Алексей Владимирович Марков в 1898—1901 годах записал с ее слов 62 былины — 10 300 стихов! Оназналатакже исторические песни, духовные стихи, свадебные причеты. Неграмотная кресть­ янка передала огромное поэтическое наследие древности науке и потомству. Но кроме Аграфены Матвеевны на Терском берегу было немало других знатоков старин. «В Кузомени, — пишет А. В. Марков, — большей частью проживает замечательная певица былин слепая Маремьяна Ефимовна Немчинова; по временам она бывает... в Варзуге, в Чаваньге» [8, с. 2—3, 13]. Декламировали былины У. Во- пияшина, М. Ф. Кожина, И. Ф . Корехова. Летом 1901 года фольклористы специально побывали в селениях Терского берега. «Мы достигли, — сообщает А. В. Маркин, —сел Кузомени и Вар­ зуги, где встретили большое количество зна­ ющих былины и духовные стихи. В обоих селах даже и молодежь знает былины» [30, с. 4, 6]. Побывав в разных местах Поморья, А. В. Мар­ ков отметил и некоторые особенности в характере терчан. Они — «не любят опасных и рискованных предприятий, например, не ездят на Мурман и на далекий промысел морских зверей, а ловят их только у Терского берега; не занимаются торговлей с Норвегией... По ха­ рактеру они отличаются терпеливостью,'сосре­ доточенностью и мягкостью в обращении как в семье, так и в народе». А. В. Марков подтверж­ дает наблюдения писателя С. В. Максимова, что терские поморы—люди добрые, приветли­ вые, доверчивые, честные, гостеприимные и добродушные [8, с. 6]. Хотя варзужане промышляли не в открытом море, а в прибрежной полосе, случаи гибели людей были нередки. В память о погибших возле тонь ставились кресты. Н. Н. Макшеев удивлял­ ся множеству их: «Все они суть символы печали, немые свидетели разных бедствий и несчастий тут пережитых. Судя по числу этих крестов, немало пролито слез о почивших кормильцах семей: отцах, мужьях, братьях» [32, с. 418]. Возле тони Большая Точильня стояла ча­ совня. Во время лова семги в ней неугасимо горела лампада. Поморы поясняли: лет 30 назад тут море выкинуло утопленника, «тонщику при­ снилось, что покойник просит, чтоб его похо­ ронили и выстроили часовню, что и было ис­ полнено» [28, с. 43]. Отправляясь в морское плавание, творили молитву: «Грядем во имя твое святое, Спаситель наш Иисус Христос, сын Божий, в путь. Бла­ гослови творение твое и помилуй... Всю на­ дежду на тебя, Господи, уповаем... Пошли, Господи, своего святителя искорого помощника Николая Чудотворца на избавление нас, греш­ ных. Аминь» [31, с. 20]. Варзужане любили порядок и чистоту. Стро­ ились основательно. «Избы все просторные, — писал географ В. Р. Алеев, —отапливаются по- белому, а не курные, с хозяйственными при­ стройками. Кругом развешано множество сетей. Тут же несколько карбасов. Во всем видна солидность и хозяйственность» [3 ]. Дво­ ровый участок систематически убирали от сора. Мостки вдоль улиц и от реки (поилицы и кор­ милицы) до крыльца дома не только подметали, но и мыли с песком до белизны [7, с. 256]. По описи 1826 года, в селе насчитывалось 193 бани [101, л. 318]. Поморы уважительно относились к лопарям. Ежегодно ко дню Николы зимнего (6 декабря) многие из них приезжали в Варзугу для тор­ говли. Как хороших знакомых, варзужане принимали лопарей в своих домах. Путеше­ ственники отмечали исконный обычай «кресто- вания»: русский илопарь, подружившись, обме­ нивались нательными крестами и станови­ лись «крестными братьями», всячески помогали друг другу, ездили в гости, дарили подарки [26, с. 405]. Несколько месяцев в году варзужане прово­ дили вне селения. «На тоню, —писал В. Р. Але­ ев, — с августа переселяются они со всем семейством и скотом. До ноября или дольше, смотря по погоде, в селе остаются только чинов­ ники да торговцы». На тонях сложился особый распорядок жизни — чередование труда с бездельем. Во время непогоды и в ожидании подхода рыбы промышленники слушали скази­ телей — знатоков былин и преданий, а также балагуров-рассказчиков бывальщин, сказок, потешек. Варзужане любили петь хором — и на тонях, и на покосах, и в пути на лодках. Наряду со старинными песнями, входили в употребле­ ние и так называемые «городские». По словам А. В. Маркова, на Терском берегу уже повсюду можно было «встретить гармошку и песни в роде «Разлука», «В темнице несносной» и т. п.» [30, с. 7].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz