Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПОМОРСКИЕ СЁЛА 32 отмечал «упорное желание побережного насе ления поддержать общину, веками укоре нившуюся и достигаемые ею благие резуль таты» [32, с. 436]. 20. ТОРГОВЛЯ ВАРЗУЖАН Хозяйство поморов носило однобокий, ярко выраженный промысловый характер. Ското водство и тем более ничтожное земледелие не могли обеспечить крестьян необходимыми сельскохозяйственными продуктами. «На Тер ском берегу, —отмечал Н. Н. Макшеев, —никто не знает никакого ремесла. Даже домашняя утварь приобретается покупкою в Архангель ске, не говоря уже об одежде, посуде и т. д.» [32, с. 415]. Все необходимое для жизни и ведения про мыслов в Варзугу и Кузомень доставляли на своих судах местные торговцы, а также архан гельские и кемские купцы из внутренней России и Норвегии. По зимнему пути в Варзугу при езжали лопари окрестных погостов (преиму щественно каменские), продавали оленье мясо и шкуры, а покупали разные припасы и мате риалы для изготовления сетей, вино, ткани и прочее. Скупщики семги в важнейших местах про мысла имели склады с солью и разными това рами. Хорошо зная потребности крестьян, скупщики привозили и меняли на рыбу чай, сахар, мыло, свечи, веревки, пеньку, промысловую одежду. С учреждением пароходства снабжение товарами жителей Терского берега значительно улучшилось. Появились разносчики мануфак турных товаров — коробейники, преимуще ственно карелы. Ежегодно, в октябре, целый месяц действовала вселе Кузомени Покровская ярмарка —главный торг Терского края. Наряду с кузомлянами, активное участие в ярмарке принимали и варзужане. Согласно отчету станового пристава Устина Федорова, в 1878 году на Покровскую ярмарку явилось из Архангельска и Шуи 10 кораблей, доставившие товаров на 8365 рублей. Вот их перечень: ржаной муки—4448 пудов, крупчатой муки—20 пудов, круп разных—289 пудов, гороху, толокна и солоду — 23 пуда, пеньки и вере вок —40 пудов, льна и пряжи —9 пудов, холста на 25 рублей, мыла, свечей сальных и масла коровьего — 26 с половиной пудов, обуви и выделанной кожи на 222 рубля, разных пред метов одежды — на 70 рублей, чаю, сахару и кофе — 15 с четвертью пудов, мануфактурного товара — на 229 рублей, соли — 873 пуда, ово щей — на 408 рублей (далее указаны: посуда, мебель ит. п.). Единственным местным товаром являлась семга. Ее на ярмарку было привезено 6159 пудов и продавалась она в среднем по 10 рублей за пуд. Кроме того, местные промыш ленники отправили своей семги: Семен Забор- щиков на трех судах в Архангельск 1840 пудов иМихаил Корехов в Кемь 550 пудов [97, л. 11 об., 15, 19 об., 20 об.]. В 1887 году товаров было доставлено и про дано на ярмарке на 11 570 рублей 70 копеек, сем ги закуплено и увезено 8573 пуда на 81 975 руб лей [96, л. 144, 146 об.]. В Кузомень, на Покровскую ярмарку, соби рались жители почти всех селений Терского побережья, причем не только для торговли, но и чтобы «весело провести время» [32, с. 414]. 21 . ХАРАКТЕР И НРАВЫ ВАРЗУЖАН Дать точное представление о характере и нравах людей отдаленной эпохи непросто. Историк опирается на записки очевидцев, отразившие субъективные впечатления их авторов. Они могут быть поверхностны и не всегда справедливы. Но во многом свиде тельства разных наблюдателей совпадают, иэто дает основание считать их более или менее объективными. Н. Н. Макшеев пишет: терские поморы отли чаются «патриархальными нравами, очень религиозны, чему доказательством служат на ходящиеся в каждом селении церкви, которые переполняются молящимися в праздничный день и содержатся в порядке. Из каждой семьи кто-нибудь да побывал в Соловецком мо настыре по обещанию, которое дается обыкно венно в несчастных случаях, в особенности во время звериного промысла» [32, с. 420]. В Варзуге действовали четыре церкви (с двумя причтами). В старину каждой .церкви община выделяла по 4 лука угодий. После исчезновения системы луковладения на нужды церквей поступал доход о продажи семги, добытой на заборах в храмовые праздники: «по заведенному из веков порядку» — в день апостолов Петра и Павла (29 июня), Успения Богородицы (15 августа) и Рождества Бого родицы (8 сентября) [84, л. 62 об.]. Священно служителям варзужане оказывали должное уважение, предоставляли им в бесплатное пользование тони и покосы. За столетие, истекшее после ликвидации вотчинной власти, новые поколения людей обрели чувство самостоятельности, незави симости от приказаний начальства, привыкли решать свои дела на сходе. «Без поводу хорошо ходим», — говорили поморы [21 ]. Приезжие чиновники и путешественники неизменно от мечали непосредственность и открытость помо ров, отсутствие у них угодливости и унижен ности. Журналист Е. Л. Кочетов, сопровождавший в 1894 году в поездке на Кольский полуостров министра финансов С. Ю. Витте, губернатора А. П. Энгельгардта и других чинов, пишет о поморах: «Все коренастые молодцы в сапогах, кожаных или толстых шерстяных куртках и картузах, с русскими клинообразными или окладистыми бородами; никаких шумных оваций и восторгов при встрече с начальством поморы не проявили, а поздоровались и тотчас надели и шапки вели себя с каким-то вселяю щим уважение спокойным природным достоин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz