Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

27 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ 4. Оброчные и кабальные книги осмотреть и на ком есть долги, взыскивать без упущения. 5. Добрых тоней в кортому не отдавать, но промышлять на монастырь и уловную рыбу семгу солить в чаны. 6. Ничего нового не строить, а без чего нельзя пробыть, то починивать. 7. Накрепко смотреть, чтобы крестьяне у себя вдомах бегл ых вся кого чина людей не держал и, а если таковые обнаружатся, то поймав, вместе сих укрывателями, отправить, куда следует, за караулом. 8. Какие будут указы, исполнять вместе со старостою. 9. Смотреть за работниками, чтобы они не пьянствовали, ссор и драк между собой не чинили и рыбы тайно не продавали. 10. Хлебные припасы держать старосте Заборщикову с записью поденно и помесячно. 11. Соль в амбаре перевесить и о том в монастырь отрапортовать. 12. Разузнать у старосты о расходе соли в прошлом году. 13. Смотреть, чтоб крестьяне в дома свои не приводили кликуш и волшебников, которые соблазны чинят, и никому их душевредному учению не обучаться. 14. Праведовать, чтоб крестьяне корчемных вин не покупали и сами не курили. 15. Следить, чтоб крестьяне потаенно солью не торговали. 16. Своевременно у варзужских священников исповедоваться и к святым таинствам при­ общаться. 17. «И жить тебе во оной Варзужской службе благочинно, как надлежит честному монаху, в церковь Божию ходить неленостно и не пьян­ ствовать, както чинено было прежним прикащи- ком монахом Феофилактом, монастырских наших крестьян и бобылей в Варзуге, вТетрине, Чапоме, в Оляннице и в Чаваньге судом и управою ведать обще со старостою Заборщи- ковым, и всякая расправа между ими, по их прошениям, чинить в Божию правду, и винным чинить наказания с запискою, токмо по силе указов не в праздничные и викториальные дни; а для бездельных своих корыстей и лакомства крестьянам и бобылям никаких обид и озло­ блений не чинить и ко взяткам отнюдь не касатца под опасением жестокого монастырского штра­ фования, а особливо же и на старосту Забор- щикова напрасного нападения не чинить, но исправлять тебе по сей данной инструкции во всем без упущения» [74, л. 1—5 об.]. 18. В краеведческой литературе иногда встречается утверждение, будто наш Север не знал крепостного права. Это — заблуждение. Публикуемый документ ясно показывает, что варзужские крестьяне находились под постоян­ ным надзором монастырских властей, которые не только собирали подати и оброки, но также осуществляли суд и расправу над крестьянами. 14. ОБЛЕГЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ТЯГОТ В середине XVIII века произошло ухудшение промысловой обстановки в водах Севера. В торговле господствовали монополисты-скуп­ щики, бесстыдно грабившие трудовое населе­ ние. Архангельское купечество оскудело: к 1762 году за ним числилось около ста тысяч рублей долга, с 1762 года по 1771-й случилось 32 банкротства [37, с. 207]. После реформ Петра монастыри ослабли: сами, как правило, промыслами не занимались, ограничиваясь взиманием оброка с вотчинных крестьян. Они, попросту говоря, паразитировали на теле народа. Государство обременяло тяглое население казенными службами: бесплатным исполне­ нием подводной повинности, сбором госуда­ ревых доходов (через продажу вина и соли, взимание всяких пошлин). 9 марта 1767 года варзужане писали, что живут они «в великой бедности, едятхлеб с сосновою корою... многие из домишек своих выехали к городу Архан­ гельскому и в другие места кормиться рабо­ тами.. . От чего в государственных платежах сос­ тоит немалая доимка. Да в той же Варзужской волости повсягодно выбираемся в службы, вместо посадских людей, к винной и соляной продаже в целовальники, и оттого во время той службы и отвозу казны к городуАрхангельскому и за счетом книг претерпеваем великое отяго­ щение и разорение» [52, с. 20—21]. Торгово-промышленное население Поморья настойчиво требовало ликвидации монополий в скупке рыбы и жира, высказывало недо­ вольство гнетом духовных властей. Екатерина II, укрепившись на троне, 26 фе­ враля 1764 года распорядилась провести се­ куляризацию —передать земельные владения и вотчинных крестьян государству, в ведение Коллегии экономии. Крестьяне, освобожден-ные от повинностей духовных феодалов, кроме подушной подати, дополнительно облагались «полуторарублевым окладом», который час­ тично шел на содержание бывших духовных вотчинников. После ревизии (переписи тяглого населения) 1782 года так называемые «эконо­ мические» (бывшие монастырские и патриар­ шие, или синодальные) крестьяне во всем были уравнены с государственными (черносошны­ ми) крестьянами. Они получили в общинное владение все промысловые и сельскохозяйст­ венные угодья, которыми стали пользоваться на уравнительных началах. Старинная система луковладения отменялась. Вторым важным мероприятием правитель­ ства Екатерины II, касавшимся положения крестьян Поморья, явилась ликвидация приви­ легией в скупке продуктов рыбного и зверо­ бойного промыслов. В 1768 году была объяв­ лена свобода торговли и предприниматель­ ской деятельности. Идя навстречу пожеланиям поморской бур­ жуазии, в 1775—1780 годах правительство отменило казенные службы. Часть их была возложена на чиновников, продажу кабацкого питья стали сдавать на откуп местным торговцам, а перевозку грузов и пассажиров («ямскую гоньбу») отдали за казенную плату арендаторам дорожных станций. Екатерина II отменила сборы пошлин с рыбныхловель, зверобойных и птичьих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz