Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
27 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ 4. Оброчные и кабальные книги осмотреть и на ком есть долги, взыскивать без упущения. 5. Добрых тоней в кортому не отдавать, но промышлять на монастырь и уловную рыбу семгу солить в чаны. 6. Ничего нового не строить, а без чего нельзя пробыть, то починивать. 7. Накрепко смотреть, чтобы крестьяне у себя вдомах бегл ых вся кого чина людей не держал и, а если таковые обнаружатся, то поймав, вместе сих укрывателями, отправить, куда следует, за караулом. 8. Какие будут указы, исполнять вместе со старостою. 9. Смотреть за работниками, чтобы они не пьянствовали, ссор и драк между собой не чинили и рыбы тайно не продавали. 10. Хлебные припасы держать старосте Заборщикову с записью поденно и помесячно. 11. Соль в амбаре перевесить и о том в монастырь отрапортовать. 12. Разузнать у старосты о расходе соли в прошлом году. 13. Смотреть, чтоб крестьяне в дома свои не приводили кликуш и волшебников, которые соблазны чинят, и никому их душевредному учению не обучаться. 14. Праведовать, чтоб крестьяне корчемных вин не покупали и сами не курили. 15. Следить, чтоб крестьяне потаенно солью не торговали. 16. Своевременно у варзужских священников исповедоваться и к святым таинствам при общаться. 17. «И жить тебе во оной Варзужской службе благочинно, как надлежит честному монаху, в церковь Божию ходить неленостно и не пьян ствовать, както чинено было прежним прикащи- ком монахом Феофилактом, монастырских наших крестьян и бобылей в Варзуге, вТетрине, Чапоме, в Оляннице и в Чаваньге судом и управою ведать обще со старостою Заборщи- ковым, и всякая расправа между ими, по их прошениям, чинить в Божию правду, и винным чинить наказания с запискою, токмо по силе указов не в праздничные и викториальные дни; а для бездельных своих корыстей и лакомства крестьянам и бобылям никаких обид и озло блений не чинить и ко взяткам отнюдь не касатца под опасением жестокого монастырского штра фования, а особливо же и на старосту Забор- щикова напрасного нападения не чинить, но исправлять тебе по сей данной инструкции во всем без упущения» [74, л. 1—5 об.]. 18. В краеведческой литературе иногда встречается утверждение, будто наш Север не знал крепостного права. Это — заблуждение. Публикуемый документ ясно показывает, что варзужские крестьяне находились под постоян ным надзором монастырских властей, которые не только собирали подати и оброки, но также осуществляли суд и расправу над крестьянами. 14. ОБЛЕГЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ТЯГОТ В середине XVIII века произошло ухудшение промысловой обстановки в водах Севера. В торговле господствовали монополисты-скуп щики, бесстыдно грабившие трудовое населе ние. Архангельское купечество оскудело: к 1762 году за ним числилось около ста тысяч рублей долга, с 1762 года по 1771-й случилось 32 банкротства [37, с. 207]. После реформ Петра монастыри ослабли: сами, как правило, промыслами не занимались, ограничиваясь взиманием оброка с вотчинных крестьян. Они, попросту говоря, паразитировали на теле народа. Государство обременяло тяглое население казенными службами: бесплатным исполне нием подводной повинности, сбором госуда ревых доходов (через продажу вина и соли, взимание всяких пошлин). 9 марта 1767 года варзужане писали, что живут они «в великой бедности, едятхлеб с сосновою корою... многие из домишек своих выехали к городу Архан гельскому и в другие места кормиться рабо тами.. . От чего в государственных платежах сос тоит немалая доимка. Да в той же Варзужской волости повсягодно выбираемся в службы, вместо посадских людей, к винной и соляной продаже в целовальники, и оттого во время той службы и отвозу казны к городуАрхангельскому и за счетом книг претерпеваем великое отяго щение и разорение» [52, с. 20—21]. Торгово-промышленное население Поморья настойчиво требовало ликвидации монополий в скупке рыбы и жира, высказывало недо вольство гнетом духовных властей. Екатерина II, укрепившись на троне, 26 фе враля 1764 года распорядилась провести се куляризацию —передать земельные владения и вотчинных крестьян государству, в ведение Коллегии экономии. Крестьяне, освобожден-ные от повинностей духовных феодалов, кроме подушной подати, дополнительно облагались «полуторарублевым окладом», который час тично шел на содержание бывших духовных вотчинников. После ревизии (переписи тяглого населения) 1782 года так называемые «эконо мические» (бывшие монастырские и патриар шие, или синодальные) крестьяне во всем были уравнены с государственными (черносошны ми) крестьянами. Они получили в общинное владение все промысловые и сельскохозяйст венные угодья, которыми стали пользоваться на уравнительных началах. Старинная система луковладения отменялась. Вторым важным мероприятием правитель ства Екатерины II, касавшимся положения крестьян Поморья, явилась ликвидация приви легией в скупке продуктов рыбного и зверо бойного промыслов. В 1768 году была объяв лена свобода торговли и предприниматель ской деятельности. Идя навстречу пожеланиям поморской бур жуазии, в 1775—1780 годах правительство отменило казенные службы. Часть их была возложена на чиновников, продажу кабацкого питья стали сдавать на откуп местным торговцам, а перевозку грузов и пассажиров («ямскую гоньбу») отдали за казенную плату арендаторам дорожных станций. Екатерина II отменила сборы пошлин с рыбныхловель, зверобойных и птичьих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz