Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

25 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ Строителем Успенской церкви являлся мас­ тер Климент [42, с. 1], превосходно знавший приемы и традиции поморского зодчества. В несколько измененном виде Успенская церковь сохранилась до наших дней и является главной достопримечательностью древнего села [58]. Век XVIII 11. ВО ВРЕМЕНА ПЕТРА Петр I главной внешнеполитической зада­ чей считал возвращение русских земель в Прибалтике, захваченных шведами в начале XVII века. Северная война, длившаяся 21 год, потре­ бовала напряжения всех сил Российского государства. Правительству приходилось постоянно изыскивать дополнительные источ­ ники доходов. В 1701 году последовали указы об отдаче на откуп с торгов рыбных ловель в монастырских вотчинах и о выдаче монахам на содержание казенного денежного и хлебного жалования. Монахам запрещалось владеть вотчинами и всякими угодьями «лучшего ради исполнения» данного ими обета. «Древние монахи, — писал Петр, — сами себе трудолю­ бивыми своими руками пищу промышляли и, общежительно живяше, и многих и нищих от своих рук питали; нынешние же монахи не токмо нищих питаше от трудов своих, но и сами чужие труды поядоша, и начальные монахи во многом роскоши впадоша» [41]. Испытывая недостаток денежных средств, царь вводил все новые и новые поборы с на­ селения, включая и ранее обеленные от госу­ даревых податей вотчинных крестьян. Брали определенные суммы на «новые полки», на «провиант в Санкт-Питербурх», на «покупку драгунских лошадей», на «корабельное стро­ ение» и так далее [ 116]. Ежегодно с каждых 20 дворов брали по одному рекруту в армию. В 1714 году с Терского берега взяли 50 помо­ ров матросами в Балтийский военный флот [9, с. 270]. От невыносимых налогов многие люди спа­ сались бегством в более укромные и обеспе­ ченные места. Варзуга в начале XVIII века, имея неплохие доходы от продажи семги, на фоне всеобщего обнищания, выглядела относительно благополучным селением. Материалы Вар- зужской таможни показывают значительные торговые обороты зажиточных крестьян. Так, патриарший крестьянин Василий Ворсин скупил у жителей Варзуги 2920 рыб семги, уплатив «по 6 рублей за сто» [63, л. 1—2]. Приказной старец Варзужской службы в 1714 году доносил вСоловки: «У нас, в Варзуге, хлеба, круп и пеньки купить мочно... и того из мо­ настыря посылать ненадобно» [64, л. 2 об.—З]. В описи бобылей соловецкой вотчины в Варзуге, составленной в декабре 1721 года, встречается около десятка пояснений такого рода: «Пришел в Варзугу из Кемские (варианты: Лямицкие, Умбские.— И. У.) волости отхлебныя скудости» преимущественно в 1704—1711 годах, а бобыль Федор Ларионов с семьей «пришел в Варзугу из Куския волости, когда ту волость щвецкия немцы разорили» [66, л. 1—7 об.]. В Варзужской волости вместо четырех стало десять соловецких дворов (часть пришельцев поселилась на подворьях старожилов). Варзужане жили людно: в одном дворе по нескольку семей, иногда даже не состоящих в родстве. На десять соловецких дворов при­ ходилось 92 души мужского пола. Вот, например, как выглядел двор «природного» (коренного) бобыля, пожалуй, самой известной варзужской фамилии Заборщиковых: «Панкрат Савельев сын Заборщиков 52 лет; у него братья родные Тимофей 45 лет, Тихон 43 лет, женаты; у Пан- крата дети: сын Михайло 30 лет холост, сын Фадей 20 лет холост, сын Филат 17 лет холост. У Тимофея Савельева детей: сын Прокопий 10 лет, сын Борис 8 лет. У Тихона дети: сын Онуфрий 8 лет, сын Иван 2 лет» [66, л. 1]. Итак, перед нами семья из десяти человек мужского пола (женские души не учитывались). С каждого такого двора, помимо вотчинных платежей, приходилось более 6 рублей в год государевых поборов. К концу войны богатое село оскудело. В марте 1721 года в Варзугу направили солдат взыскивать недоимки с соловецких бобылей: за 1717 год—68 рублей 37 с половиной копеек, за 1718 год —64 рубля 30 копеек, за 1719 год— 69 рублей 4 копейки и за 1720 год —45 рублей 60 копеек, всего — по 24 рубля 73 копейки с каждого двора, огромную по тому времени сумму (государственные крестьяне платили подушную подать по 1 рублю 14 копеек в год). В наказе солдатам говорилось: «Тех денег оне, крестьяне, озорничеством своим меж себя не собрали... прислали только 30 рублей» и пред­ писывалось всю недоимку «на ослушниках до- править безо всякие понаровки и прислать с соцкими неумедля» [65, л. 16]. Отдача семужьих ловель на откуп с торгов не оправдала себя, и Петр возвратил монастырям их владения, обязав монастырских крестьян платить государственные подати наравне с черносошными крестьянами. Вотчинные при­ казчики, как и прежде, собирали с крестьян оброки и помыкали людьми. Бобыли Иван Михеев, Козьма Кривошеин и другие писали в 1723 году: «Приказной старец Ипполит наипаче иных отдавает рыбные промыслы и сенные покосы двойною празгою з гостинцами... и чинит нам бездельныя нападки, с кого похочет взять и, взяв на монастырский двор, бьет без дела. А в прошлом 1722 году ездил он, старец Ипполит, на наших оленях и с служебниками из Варзуги в понойскую сторону до Чапомы, а в другую сторону до Умбы... иучинил нам великой убыток... пришли в конечную нищету и разо­ рение» [67, л. 1—2]. В связи с ликвидацией патриаршества в 1721 году патриаршие крестьяне перешли в ведение нового учреждения — Синода и стали имено­ ваться «синодальными».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz