Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ПОМОРСКИЕ СЁЛА 24 Герасима «били плетьми и послали в монас­ тырские труды»; «онже, старец Герасим, бегаючи из монастыря, подал святейшему Никону патриарху доводные челобитные... на быв­ шего архимандрита Илью, и за то ево зате- ливое челобитье на Патриарше дворе сми­ ряли — бит плетьми нещадно и ослан был под начал (в тяжелые или грязные работы под присмотром.— И. У.) в Никольской Корельской монастырь» [27, с. 85—88]. После таких злоключений от имени группы монахов Соловецкого монастыря в мае 1666 года Герасим Фирсов составил обширную челобитную с жалобой на непристойное житье и насильства архимандрита Варфоломея на имя царя Алексея Михайловича [26, 47—66]. Монастырские власти изъяли челобитную и донесли в Москву, что он «Герасим Фирсов, заговорщик... и коварник, без него никакая смута и мятеж не бывает... много ево, Гера­ симова, плутовства ведомо в Соловецком монастыре» [27, с. 87]. В Москве на церковном соборе в 1666 году Герасима Фирсова заставили покаяться и сослали в известный строгим режимом Иосифо-Волоколамский монастырь, где он и умер в сентябре того же года [34, с. 2]. Таков облик и жизненный путь одного из тех, кто властвовал над крестьянами варзужской вотчины. Но Герасим Фирсов оставил след в истории раскола другой стороной своей дея­ тельности — он являлся талантливым писа­ телем. До реформы Никона, в 1647—1652 годах, им составлены житие святого Филиппа (Ко­ лычева), бывшего соловецкого игумена, а затем митрополита Московского и всея Руси, Служба и Похвальное слово на перенесение мощей святого Филиппа, Слово похвальное на память преподобного Иоанна, списателя Лествицы. Новшества Никона вызвали решительный протест у знатоков древнерусского бого­ служения. В 1657—1663 годах Герасим Фирсов написал трактаты о двуперстии «Слово о крест­ ном знамении», «О сложении перстов», «По­ казание от божественных писаний», в которых он защищал «древнее благочестие» и обличал никониан. В монастырской среде Герасим был признанным «авторитетом в религиозных вопросах» [34, с. 9]. Его произведения широко обращались на Русском Севере, Известный старообрядец, автор «Истории» Соловецкого восстания Се­ мен Денисов так отозвался о сочинениях Гера­ сима Фирсова: «Добрейшие мудрости своея изображение по себе оставил» [34, с. 11]. Главный мотив «писаний» Герасима Фир­ сова — «вся же ереси проклинаю.., доброе держите и переданная нам древле от бого­ носных отец иучителей храните» [34, с. 109, 196]. Трудно поверить, что, проповедуя боже­ ственное учение, старец Герасим в то же самое время, игнорируя евангельские заповеди, крал, изготовлял и пускал в обращение фальшивые монеты, дрался, пьянствовал и обманывал людей. Едва ли такой защитник старой веры мог быть авторитетным среди мирян. Может быть поэтому Варзуга, в отли­ чие от Кандалакши идругих поморских селений [57, с. 10—14], не пошла в раскол? Во всей Вар­ зужской волости официально числилось лишь около десяти старообрядцев [92, л. 5 об.]. 10. КРАСАВИЦА РУССКОГО СЕВЕРА По переписным книгам XVII века, помимо трех церквей, отмеченных в сотной 1563 года, ука­ зываются еще две церкви на Пречистенской стороне: патриаршая во славу святого покро­ вителя Афанасия Великого и соловецкая во имя Зосимы и Савватия [49, с. 309—310]. Однако богослужение шло лишь в трёх старых храмах. Древняя мудрость гласит: не хлебом единым жив человек, но и словом Божьим. Храм сближал и объединял людей. В церкви они слушали чтение священных книг, участвовали в хоровом пении. Сюда собирались для обсуждения вопросов мирской жизни. Здесь объявляли царские указы, официальные сообщения о политических событиях, текущие распоряжения властей. В храме крестили детей, венчали вступающих в брак, отпевали умерших. Сюда шли на исповедь и причащение, получить благословение священника на добрые дела, заказывали молебен. Когда церковь ветшала или сгорала, строили новую, по возможности, более красивую и величественную. Выдающимся творением стала церковь Успения (кончины) пречистой Богородицы, законченная строительством и освященная в августе 1674 года. Ее высота—34 метра, ширина (без галереи) — 14 с половиной метров. Одноглавый шатровый храм издали кажется удивительно стройным, напоминающем свечу, поставленную Богу. Обращает на себя вни­ мание весьма удачная пропорциональность всех частей и элементов церкви. С близкого расстояния она выглядит монументальной и нарядной. Особую прелесть придают зданию так называемые «бочки» — кровли в виде заостренных кверху полукружий, ярус башенок наподобие ожерелья, пластинчатое покрытие шейки и главки, венчающих шатер. Во всей постройке нет ни одной детали, которая бы портила художественный облик церкви. Изящ­ ны резные столбики крылец, узорные коньки на крыше приделов, воротнички шатра. Строители стремились обеспечить зданию долговечность. Церковь срублена из наиболее стойкой местной древесины — сосны. Чтобы нижние ряды бревен менее гнили, для них отбирали особо смолистые деревья, пазы делали снизу, между бревнами клали два слоя бересты. Круто-покатые поверхности кро­ вель — от главки до низу — обеспечивали быстрый стек влаги. Бревенчатый остов здания не намокал: он закрыт тесовой обшивкой, которую в случае обветшания можно было заменить новой. О тсутствие печей резко уменьшало опасность возникновения пожара. Крестообразно сделанные прирубы усили­ вали устойчивость здания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz