Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПОМОРСКИЕ СЁЛА 24 Герасима «били плетьми и послали в монас тырские труды»; «онже, старец Герасим, бегаючи из монастыря, подал святейшему Никону патриарху доводные челобитные... на быв шего архимандрита Илью, и за то ево зате- ливое челобитье на Патриарше дворе сми ряли — бит плетьми нещадно и ослан был под начал (в тяжелые или грязные работы под присмотром.— И. У.) в Никольской Корельской монастырь» [27, с. 85—88]. После таких злоключений от имени группы монахов Соловецкого монастыря в мае 1666 года Герасим Фирсов составил обширную челобитную с жалобой на непристойное житье и насильства архимандрита Варфоломея на имя царя Алексея Михайловича [26, 47—66]. Монастырские власти изъяли челобитную и донесли в Москву, что он «Герасим Фирсов, заговорщик... и коварник, без него никакая смута и мятеж не бывает... много ево, Гера симова, плутовства ведомо в Соловецком монастыре» [27, с. 87]. В Москве на церковном соборе в 1666 году Герасима Фирсова заставили покаяться и сослали в известный строгим режимом Иосифо-Волоколамский монастырь, где он и умер в сентябре того же года [34, с. 2]. Таков облик и жизненный путь одного из тех, кто властвовал над крестьянами варзужской вотчины. Но Герасим Фирсов оставил след в истории раскола другой стороной своей дея тельности — он являлся талантливым писа телем. До реформы Никона, в 1647—1652 годах, им составлены житие святого Филиппа (Ко лычева), бывшего соловецкого игумена, а затем митрополита Московского и всея Руси, Служба и Похвальное слово на перенесение мощей святого Филиппа, Слово похвальное на память преподобного Иоанна, списателя Лествицы. Новшества Никона вызвали решительный протест у знатоков древнерусского бого служения. В 1657—1663 годах Герасим Фирсов написал трактаты о двуперстии «Слово о крест ном знамении», «О сложении перстов», «По казание от божественных писаний», в которых он защищал «древнее благочестие» и обличал никониан. В монастырской среде Герасим был признанным «авторитетом в религиозных вопросах» [34, с. 9]. Его произведения широко обращались на Русском Севере, Известный старообрядец, автор «Истории» Соловецкого восстания Се мен Денисов так отозвался о сочинениях Гера сима Фирсова: «Добрейшие мудрости своея изображение по себе оставил» [34, с. 11]. Главный мотив «писаний» Герасима Фир сова — «вся же ереси проклинаю.., доброе держите и переданная нам древле от бого носных отец иучителей храните» [34, с. 109, 196]. Трудно поверить, что, проповедуя боже ственное учение, старец Герасим в то же самое время, игнорируя евангельские заповеди, крал, изготовлял и пускал в обращение фальшивые монеты, дрался, пьянствовал и обманывал людей. Едва ли такой защитник старой веры мог быть авторитетным среди мирян. Может быть поэтому Варзуга, в отли чие от Кандалакши идругих поморских селений [57, с. 10—14], не пошла в раскол? Во всей Вар зужской волости официально числилось лишь около десяти старообрядцев [92, л. 5 об.]. 10. КРАСАВИЦА РУССКОГО СЕВЕРА По переписным книгам XVII века, помимо трех церквей, отмеченных в сотной 1563 года, ука зываются еще две церкви на Пречистенской стороне: патриаршая во славу святого покро вителя Афанасия Великого и соловецкая во имя Зосимы и Савватия [49, с. 309—310]. Однако богослужение шло лишь в трёх старых храмах. Древняя мудрость гласит: не хлебом единым жив человек, но и словом Божьим. Храм сближал и объединял людей. В церкви они слушали чтение священных книг, участвовали в хоровом пении. Сюда собирались для обсуждения вопросов мирской жизни. Здесь объявляли царские указы, официальные сообщения о политических событиях, текущие распоряжения властей. В храме крестили детей, венчали вступающих в брак, отпевали умерших. Сюда шли на исповедь и причащение, получить благословение священника на добрые дела, заказывали молебен. Когда церковь ветшала или сгорала, строили новую, по возможности, более красивую и величественную. Выдающимся творением стала церковь Успения (кончины) пречистой Богородицы, законченная строительством и освященная в августе 1674 года. Ее высота—34 метра, ширина (без галереи) — 14 с половиной метров. Одноглавый шатровый храм издали кажется удивительно стройным, напоминающем свечу, поставленную Богу. Обращает на себя вни мание весьма удачная пропорциональность всех частей и элементов церкви. С близкого расстояния она выглядит монументальной и нарядной. Особую прелесть придают зданию так называемые «бочки» — кровли в виде заостренных кверху полукружий, ярус башенок наподобие ожерелья, пластинчатое покрытие шейки и главки, венчающих шатер. Во всей постройке нет ни одной детали, которая бы портила художественный облик церкви. Изящ ны резные столбики крылец, узорные коньки на крыше приделов, воротнички шатра. Строители стремились обеспечить зданию долговечность. Церковь срублена из наиболее стойкой местной древесины — сосны. Чтобы нижние ряды бревен менее гнили, для них отбирали особо смолистые деревья, пазы делали снизу, между бревнами клали два слоя бересты. Круто-покатые поверхности кро вель — от главки до низу — обеспечивали быстрый стек влаги. Бревенчатый остов здания не намокал: он закрыт тесовой обшивкой, которую в случае обветшания можно было заменить новой. О тсутствие печей резко уменьшало опасность возникновения пожара. Крестообразно сделанные прирубы усили вали устойчивость здания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz