Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
энциклоп И ван УШ А КО В , к р а е в е д 9. ЧАПОМА Среди владений двинян. промышляв ших семгу на Терском берегу, в 1563 году числилась тоня "Чепома'' с "забориш- ком " в речке. В XVI! веке угодье принад лежало духовным феодалам, в том числе и Соловецкому монастырю. В описи про мыслов Соловецкой вотчины, составлен ной в 1669 году, читаем: "Да река Чапома, а в ней четверть монастырская: в ызбе четверть и в заборе, и погреб, а над ним анбарец, и в тони четверть” . При лове семги на прибрежных тонях ставилась сеть, от которой в промысло вую избушку тянулась сигнальная верев ка. Как только семга ударялась в сеть, веревка подергивалась, рыбак садился в карбас и ехал вынимать рыбу из сети. На отмелых берегах, каких было много близ Чапомй, применялись особые ус тройства для выемки сети — помосты, называемые юриками. На них для защи ты от дождя и ветра делался рогожный навес. Здесь постоянно дежурили три ловца, которые по колебанию поплавков заметив рыбу, извлекали из воды сеть за две веревки. 60 процентов дохода чапом- цы получали от семужьего промысла. На втором месте по доходности стоял зверобойный промысел (около 20 процен тов денежной выручки). Он велся на льдах южнее Поноя в феврале— марте, когда стада тюленей с детенышами появ лялись в Горле Белого моря. Если ветер прижимал льды к берегу, выходили бить зверя на лыжах; при "отжимных" ветрах пользовались лодкой. У каждого про мышленника через плечо надевался су- харник, на пояс — нож. В руках зверобой держал кокот — длинную палку с желез ным крюком, или кутило — железную зазубренную спицу. Умерщвляли тюле ней ударом по переносице. Шкуру с са лом снимали прямо на льдине и на лям ках выволакивали на берег. Во время Крымской войны, 6 июля 1855 года, вражеский фрегат произвел 14 пу шечных выстрелов по Чапоме, повредил дом крестьянина Лаврентия Телицына; через несколько дней французы сожгли близ селения четыре промысловых избы. По учету 1871 года в Чапоме имелось 232 крестьянина, 41 жилой дом и 44 нежи лых строения; скота: крупного рогатого — 54, овец — 110 и оленей — 150 голов; судов: больших морских — 4, речных — 41; занимались: ловлею семги — 92 человека, зверобойным промыслом — 93, лесной охотой — 2, ловом озерной рыбы — 6, торговлей — 3 и работой по найму — 6 человек. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы чапомцы построили в 1873 году, а в 1894 году Духовное правление открыло самостоятельный Чапомский приход, в который входили Пялица, Стрел.ьна и Пулоньга. В 1900 году в селе Чапома насчитывалось 55 дворов и 326 жителей. 10 декабря 1895 года в Чапоме была открыта церковноприходская школа. В 1899 году в ней училось 20 мальчиков и 5 девочек. Занятия с детьми вела окон чившая епархиальное училище "с звани ем домашней учительницы Анна Алексе евна Синцова с платою 240 рублей в год", из которых 60 рублей выдавало сельское общество. Школьная библиотека имела 50 книг религиозно-нравственного содер жания, 15 сборников поучений, 6 книг творений отцов церкви и 71 номер цер ковных и епархиальных "Ведомостей” . Выписывались два журнала. Все вопросы внутренней жизни крес тьяне обсуждали и решали на сходе до мохозяев. Они выбирали на трехлетие сельского старосту, который исполнял распоряжения волостного старшины и чиновника по крестьянским делам, под держивал в селении порядок, следил за чистотой и пожарной безопасностью. В начале 90-х годов XIX века сельским старостой являлся Семен Лаврентьевич Чеченин. В 1914 году в Чапоме было 66 дворов и 386 жителей, в том числе 375 крестьян обоего пола.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz